ГЛАВА 2
Система русских образных стереотипов представления времени и их реализация в русском языке
Прежде чем приступить к анализу собственно образных стереотипов представления времени, следует назвать несколько общих принципов, касающихся истории формирования и становления идеи времени.
В архаическом мировосприятии категория времени не мыслилась отдельно от категории пространства. Одни ученые считают, что категории пространства и времени развились из единого представления о хронотопе, другие говорят о развитии представлений о времени на основе идеи пространства и о перенесении образа и принципов освоения пространства на категорию времени. Идея полного подобия пространства и времени свойственна архаическому мировосприятию: согласно М. Трой, у греков представление о движении времени формируется лишь к началу V в. "Гомер его еще не знает: у него настоящее, прошедшее и будущее равно и одновременно присутствуют рядом", "такое же представление о расположении прошедшего и будущего было свойственно, по-видимому, древнееврейской культуре" [цит. по: 273, с. 21 - 22]. Подобные представления запечатлены в языках: "в ряде австралийских языков вопросительные слова со значением "когда", "как долго" морфологически соотносятся с вопросительным словом где", английское always "всегда" происходит от all ways "все пути" [138, с. 16 - 17], Ф. Миклошич считает, что славянское *vermen может быть сопоставлено с санскритским (altindisch) variman - "даль, простор" (Weite), "объем, размер" (Umfang) [429, с. 390].
Уподобление времени пространству оставило свой след в русском языке, где время традиционно представляется изоморфным пространству, - соответствующие стереотипы (время в образе дороги, горы) будут рассмотрены отдельно.
Ключевое место в истории осмысления времени занимает также идея движения. Многие мыслители толковали время, прежде всего, через идею движения. В эпоху античности Платон представлял время, постоянное в своем круговращении, как "подвижный образ вечности" ("Тимей"); Аристотель трактовал время как абстрактное числовое выражение космического движения, "счет движения" ("Физика"). Из философов средневековой Европы Аврелий Августин видел сущность времени в непрерывной смене событий: "если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени ... и если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое" ("Исповедь"); Гонорий Августодунский считал, что "время - не что иное как смена (череда) вещей (событий)" (vicissitudo rerum) ("De Imagine Mundi") [цит. по: 95, с. 130]; Фома Аквинский утверждал, что "рассматриваемое с точки зрения его субстанции, существо не может быть измерено временем, ибо субстанция не имеет никакой последовательности ... при рассмотрении же его в движении существо измеряется временем" [95, с. 131]. П. А. Флоренский писал, что "время, как бы ни делили его, всегда остается временем, то есть вереницею, рядом, движением" [325, с. 531]. Л. Н. Толстой считал: "Время есть бесконечное движение без одного момента покоя, и оно не может быть мыслимо иначе" [292, с. 350].
Движение времени в русской традиционной народной культуре равнозначно ходу самой жизни: Время - не семя, а выведет племя [453]; Лето родит, а не поле; Не земля родит, а год [474]; сказочный образ неистощимой мельницы - источника богатства подразумевает круговорот времени. Существует большое количество народных обрядов, целью которых является поддержка правильного движения времени: "встреча" весны [74, с. 18], "закликание" и "согревание" весны [4, с. 9], ритуальное порицание холостяков и старых девушек, "тех, кто не выполнил свой долг, не вступил в брак, и тем самым, по древним воззрениям, мог оказать вредное влияние на природу, на плодородие" [263, с. 64]. Отрицательно воспринималось в народной культуре движение обратно: Назад не ворочаться стать; Вопреки все худо [475], - в частности, против течения воды: "Для целей продуцирующей магии набирали воду, зачерпнутую по течению реки, а для вредоносной магии - против течения" [65, с. 388], см. также: [431, с. 119], [458, с. 54]. Конец света представлялся как небывалый природный катаклизм, прекращение хода времени: не начнется новый день [449, с. 40], не появится молодой месяц [48, с. 110].1 Ср.: в стихах Ф. И. Тютчева конец света также предстает как остановка всякого земного движения: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них! (Тютчев. Последний катаклизм).
Идея движения заключена в этимологии основных имен времени: время и пора. Причем К. Г. Красухин замечает, что этимология слова время запечатлела представление о циклическом движении,2 а этимология имени пора воплощает идею линейного движения: "пора есть производное от *per- 'двигаться вперед': русск. переть, напирать, др.-русск. прати, греч. ?????? 'действовать; двигаться'" [141, с. 65]; слово время, согласно самой распространенной точке зрения на его этимологию, родственно словам вертеть, вращать, ворочать и восходит к корню *uert- "двигать, поворачивать".3 4 В русских календарных загадках о годе как семантический вариант мирового дерева и символ времени выступает веретено (мифическая птица по имени Веретено, дуб Веретенский): На горе Горенской стоит дуб Веретенской; Мимо дуба ни пройти, ни проехать ни царю, ни царице, ни красной девице, ни добру молодцу (Год); Стоит дом в двенадцать окон, В каждом окне по четыре девицы, У каждой девицы по семь веретен, у каждого веретена разное имя (Год) [320, с. 152 - 153]. Вращающееся веретено отражает архаичную идею времени как вращения. Е. Филатова-Хелльберг этимологически связывает слова время и веретено через глагол вертеть с именем древнеримского Вертумна, божества перемены и смены времен года [320, с. 154]. Е. С. Яковлева считает, что в современной языковой картине мира слово время об
- Київ+380960830922