Ви є тут

Клініко-епідеміологічна характеристика синдрому жорстокого поводження з дітьми на моделі Одеського регіону

Автор: 
Носкова Ганна Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2009
Артикул:
3409U003475
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения клинико-эпидемиологической характеристики синдрома жестокого
обращения с детьми в Одесском регионе было проведено эпидемиологическое
исследование за период 2005 – 2008 гг. Объектом изучения стали 1024 случая
жестокого обращения с детьми (530 мальчиков и 494 девочки). Была проведена
экспертная оценка случаев жестокого обращения с детьми (рубрика Т 74 по МКХ Х
пересмотра), установленных по материалам Областной детской клинической
больницы, Центра социальной и психологической реабилитации детей и подростков
г. Одессы, Специализированного дома ребенка №1, Приюта для несовершеннолетних
№1, детского отделения и детской поликлиники Ильичевской Бассейновой больницы
на водном транспорте, Службы по делам детей Исполнительного Комитета
Ильичевского Государственного Совета, Центра социальных служб для детей, семьи
и молодежи г. Ильичевска.
Для определения психологических проблем у детей, пострадавших в результате
насилия, проведено психологическое обследование 180 детей. Основную группу
составили 100 детей, пострадавших от жестокого обращения, среди них 52 девочки
и 48 мальчиков. Количество жертв насилия в возрасте от 3 до 7 лет - 10, в
возрасте от 7 до 14 лет - 69, в возрасте от 14 до 18 лет - 21. Количество детей
с признаками заброшенности составило 50, с проявлениями психологического
насилия - 12, с симптомами физических повреждений - 30, с подозрением на
сексуальное жестокое обращение - 4. Контрольную группу составили 80 детей (40
девочек и 40 мальчиков), у которых в анамнезе не зафиксировано случаев
жестокого обращения. Из них 8 детей в возрасте от 3 до 7 лет, 57 – в возрасте
от 7 до 14 и 15 детей – от 14 до 18 лет.
Исследование распределялось на следующие этапы: подготовительный,
диагностический, этап психокоррекции и этап обработки и обобщения результатов.
На подготовительном этапе определялись и готовились методики исследования. На
диагностическом этапе выполнялось индивидуальное и групповое заполнение
опрашивающих и шкальных методик. По полученным результатам отбирались дети для
индивидуальной психокоррекции. Критерием отбора было наличие клинически
верифицированного посттравматического расстройства или его существенных
признаков. На этапе психокорекции проводилась индивидуальная работа с ребенком
в течение одного или несколько сеансов. Через определенное время проверялась
динамика психологическлгл слстояния. На последнем этапе полученные результаты
обрабатывались, анализировались и обобщались.
При проведении медико-психологического обследования детей были использованы
следующие методики:
1. Личностный опросник FPI Г.Айзенка (H.Eysenk) для определения
психологического типа личности и состояния эмоциональной стойкости детей
10-14-ти летнего возраста. Опросник представляет собой 60 вопросов, которые
зачитывались обследуемому ребенку (или прочитывались им самостоятельно), на
которые он должен дать однозначный ответ, только «да» или «нет». Для удобства
последующей обработки полученных результатов, ответы заносились в специально
разработанный бланк, где знаком «плюс» определялся положительный ответ, а
знаком «минус» – отрицательный.
При обработке результатов тестирования обязательно учитывался «показатель
неправды» («правдивость полученных ответов»), который не должен был превышать
6-7 балов – в противном случае обработку не продолжали. Результаты теста
свидетельствуют о состоянии эмоциональной стойкости ребенка и особенностях
темперамента.
2. Цветовой тест М.Люшера для определения эмоционально динамического паттерна
(профиля) личности. Обязательным условием, которое позволяло избежать
перекручиваний результатов тестирования в результате «цветового шока» (неверное
восприятие цветов в результате первого контакта со строго определенными их
оттенками), было проведение двукратного тестирования, при котором ребенок
дважды располагал цвет в соответствии с вышеуказанным принципом. Результаты
записывались в виде двух расположенных одна под другой строк цифр, где каждая
цифра отвечала определенному цвету. Данная методика позволяет получить
эмоциональную характеристику ребенка относительно себя и значимых для него
людям, дает представление об общем эмоциональном фоне ребенка, его настроении;
3. Шкала проявки тревоги Спилбергера-Ханина. Предназначена для исследования
уровня тревоги в настоящее время (ситуационная тревожность) и тревожности, как
стойкой характеристики (личная тревожность). Состоит из 2 шкал по 20
утверждений в каждой, которые оценивают соответственно ситуационную и личную
тревожность. После обработки результатов фиксируется возможный уровень
тревожности: низкий, умеренный, или более высокий.
4. Тест рисунковой ассоциации С.Розенцвейга («картинково-фрустрационная
методика») в модификации С.Лукина и А.Суворова для оценки способа реагирования
испытуемого в ситуации фрустрации (тревожности, безвыходности, разочарования,
при неисполнении какой-либо значимой цели, потребности). В соответствии с
данной методикой, выделяется 3 типа реакций ребенка на фрустрирующую ситуацию:
с фиксацией на препятствии (ОD), с фиксацией на самозащите (ED) и с фиксацией
на разрешении ситуации (HP). По направленности все реакции на ситуацию
фрустрации подразделяются на три вида: импунитивные, интраимпунитивные и
экстраимпунитивные. Методика представляет собой набор из 24 отдельных карточек
- рисунков, которые отображают ту или другую ситуацию, на которую испытуемый
ребенок должен дать свой вариант ответа или действия. Результаты заносились в
специально разработанный «бланк