Ви є тут

Теоретико-методичні основи особистісно-орієнтованої системи формування інформатичних компетентностей студентів економічних спеціальностей

Автор: 
Гончарова Оксана Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0507U000485
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

2.1. Анализ современного состояния и проблемы преподавания информатики на экономических специальностях ВУЗов
Разработка учебных программ курса "Информатики" для экономических специальностей высшего образования сопряжена с объективными трудностями, главная из которых - перейти от принципа реализации "компьютерной грамотности" к обучению современным информационно-коммуникационным технологиям с учетом профессиональной подготовки. Информатика как образовательно-профильная дисциплина, по утверждению М.П.Лапчика [335, с.1-5], должна входить в область предметной подготовки специалиста, и содержание этой дисциплины в прикладной ее части должно быть предметно ориентировано. В то же время, Н.Н.Леонов [337] считает, что ориентация дисциплины на приобретение технических навыков в ущерб теории информатики не дает гарантии соответствия уровня информатической подготовки специалиста требованиям рынка труда. Также отсутствует единое мнение о цели преподавания курса информатики на экономических специальностях вузов и месте ее как учебной дисциплины. В связи с этим, существует необходимость проанализировать историю становления, состояние преподавания информатики и информационных технологий, перспективы развития содержания этих учебных дисциплин для системы высшего образования.
Информатизация высшего образования, и в частности экономического, должна базироваться на концепции непрерывного формирования информатических компетентностей, начало которых закладывается в школе. В настоящее время широко развернуты исследования и разработка в области информатизации системы среднего образования. В ряде педагогических университетов проводятся комплексные научно-исследовательские работы по методике преподавания информатики в школе. Результаты исследований получили научное обобщение в трудах: И.М.Антипова, А.А.Абдукадырова, В.Г.Болтянского, М.И.Жалдака, Г.А.Звенигородского, А.П.Ершова, М.П.Лапчика, А.А.Кузнецова, Н.В.Морзе, Ю.А.Первина, Ю.С.Рамского и др. К сожалению, проблемам обучения информатике в вузах уделяется существенно меньше внимания, нежели школьной информатике.
Процесс информатизации отечественного образования как государственная программа начал свое движение в 1985 году как одно из магистральных направлений реформы общеобразовательной школы. В этом же году в средних школах был введен новый предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Аналогичный курс начал преподаваться в высших учебных заведениях, реализующих профессиональную подготовку на базе основного общего образования.
С середины 70-х годов ХХ столетия широкое распространение получил термин "компьютерная грамотность". Содержание этого понятия значительно варьируется. Ядром его на первом этапе явилось изучение алгоритмов и реального языка программирования (Бейсик, Паскаль и др.). Характерной чертой отечественного курса информатики и вычислительной техники того времени в ВУЗах можно считать подчеркнуто "программистский" характер. Его основная задача состояла в том, чтобы научить студентов основным приемам работы с компьютером и решению простейших задач с использованием языков программирования.
А.Л.Брудно в середине 60-х годов ХХ столетия предлагал изучать программирование в содержательных обозначениях [72].
В 1973 г. М.И.Жалдак, Б.С.Ковбасенко и Ю.С.Рамский опубликовали учебное пособие для факультативных занятий школьников по "Вычислительной математике", которое открывается темой "Алгоритмы вычислительных процессов", а сами решения задач вычислительной математики сопровождаются подробными графическими схемами алгоритмов. Важно также, что в этом пособии уже использовался учебный алгоритмический язык ("высокого уровня", т.е. "машиннонезависимый"). Это издание, с одной стороны, позволило "оживить" методы вычислительной математики с помощью ЭВМ, а с другой - глубже изучать процессы алгоритмизации, решая математические задачи.
В 1979 г. А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский и Ю.А.Первин [214] указывали на важность вопроса формализации основных понятий информатики. В одной из работ в 1987 году А.П.Ершов [213] отразил вопрос о необходимости перехода от "компьютерной грамотности" к информационной культуре, сформулировал понятия информатики, алгоритма, языка программирования, команды.
Позже, в конце 80-х годов ХХ столетия Б.С.Гершунский в своей монографии "Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы" [112] рассматривает понятия информация, информатика, модель, алгоритм. В пробном учебнике для средней школы А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, Е.В.Линецкий, М.В.Сапир, В.Ф.Шолохович в 1991г. [105] вводят понятия модель, математическая модель, информационно-поисковая система, электронные таблицы. В этом же году был издан пробный учебник авторов А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедева, Р.А.Свореня "Основы информатики и вычислительной техники" [328]. В 1992 году А.А.Авербух, В.Б.Гисин, Я.Н.Зайдельман, Г.В.Лебедев [3] издают пособие для учителей средних школ, работающих по упомянутому пробному учебнику, в котором предлагают ориентироваться на изучение базовых понятий и методов информатики, на выявление фундаментальной направленности курса информатики.
В последующие годы активные научные и практические исследования в области содержания и методики обучения информатике в средней школе привели к появлению множества различных пробных и экспериментальных учебных пособий не только для общеобразовательных классов средней школы, но и для классов с углубленным изучением информатики, для изучения информатики в начальных классах, для классов с заданным профилем обучения, для факультативных курсов.
На Украине значительный вклад в становление и дальнейшее развитие методической системы изучения предмета "Информатика" в средней школе внесли М.И.Жалдак, Н.В.Морзе, Ю.С.Рамский, Н.И.Шкиль, опубликовавшие, начиная с 70-х годов ХХ века, большое количество ра