ГЛАВА 2
ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Основной метод исследования – анализ клинико-лабораторно-инструментальных
наблюдений. Все дети подвергались тщательному клиническому обследованию,
позволившему установить предварительный диагноз и определить тяжесть состояния
больного ребёнка. В работе использовались морфологические исследования
(гистологическая оценка фрагмента слизистой оболочки толстой кишки),
инструментальные исследования (ректороманоскопия, ирригография, реоректография,
электромиография, контактная жидкокристаллическая термография),
иммунологические исследования (определение уровня провоспалительных цитокинов
сыворотки крови), бактериологические исследования (оценка состояния кишечного
биоценоза), лабораторные исследования (микроскопическое исследование кала).
Методика ректороманоскопического исследования. Учитывая, что для успеха
процедуры, большое значение имеет правильная подготовка больного ребенка,
особое внимание уделялось предварительной беседе, в которой разъяснялась цель и
необходимость проведения исследования; ребенок предупреждался о возможных
субъективных ощущениях и настраивался на спокойное поведение во время
процедуры.
Вечером накануне исследования и утром не позднее, чем за 2 часа до
манипуляции, проводилось очищение кишечника с помощью клизм (300-700 мл воды),
за 20-30 минут до процедуры ставилась газоотводная трубка с боковыми
отверстиями. Большинству больных, кроме того, за день до исследования
назначался дицетел по 1 таблетке 3 раза в сутки во время еды или эспумизан по
1-2 капсулы или 1-2 чайные ложки эмульсии утром в день исследования.
Ректоскопия проводилась без обезболивания с помощью детского ректоскопа РД-1 в
эндоскопическом кабинете стационара, оснащенного биксами с ватой и марлевыми
салфетками, флаконом с вазелиновым маслом, стерилизатором для дезинфекции и
сохранения тубусов, электроотсосом. Части ректоскопа, вводимые в кишку (тубусы,
олива) и щипцы Брюнинга, используемые для биопсии, стерилизовались кипячением в
2% растворе гидрокарбоната натрия и укладывались на столик, покрытый стерильным
покрывалом. После сборки прибора и проверки его работы (контакты, освещение)
непосредственно приступали к манипуляции.
Больной устанавливался в колено-локтевом положении, прогнув спину в положении
лордоза.
Перед проведением ректоскопии осуществлялось пальцевое исследование прямой
кишки для оценки тонуса сфинктера, исключения трещин заднего прохода и
определения возможности свободного прохождения тубуса ректоскопа к ампуле
прямой кишки.
Убедившись в возможности проведения ректоскопии, тубус ректоскопа, закрытый
обтуратором и предварительно смазанный вазелиновым маслом, вращательными
движениями вводился в прямую кишку на 3-4 см. Обтуратор изымался, и к тубусу
ректоскопа присоединялась осветительная часть; дальнейшее продвижение
проводилось под контролем зрения в направлении обзора. Глубина, на которую
удавалось ввести тубус ректоскопа, зависела от возраста ребенка и положения
тазового отдела сигмовидной кишки; обычно удавалось ввести фиброскоп на 15-20
см. Обзор слизистой оболочки начинался во время выведения прибора из прямой
кишки. При этом слегка кругообразно поворачивался конец ректоскопа с
последовательным обзором кишечной стенки. Перед вытягиванием тубуса из ампулы
прямой кишки при опускании рукоятки прибора исследовалась задняя (дорзальная)
поверхность стенки кишки, после чего тубус вытягивался из кишечника.
При нормальной ректоскопической картине сразу за внутренним сфинктером видны
продольные складки прямой кишки, выше зияет ампула, перегороженная поперечными
складками. За ними открывается вход к тазовой части сигмовидной кишки, которая
отличается от ампулы прямой кишки более узким просветом и более узкими
складками. СО нижнего сегмента толстой кишки однообразно розового цвета, сквозь
нее просвечивают мелкие ветвящиеся сосуды. Лишь иногда отмечается
незначительная гиперемия и повышенная инъецированность СО, наличие в просвете
кишки небольшого количества слизи. Эти изменения не расценивались как признак
воспаления, поскольку при последнем изменения со стороны толстой кишки носят
более выраженный и стойкий характер.
При хроническом колите СО толстой кишки выглядит отекшей, гиперемированной,
сосудистый рисунок смазан или перестроен, иногда обнаруживаются многочисленные
гиперплазированные лимфоидные фолликулы.
Морфологическое исследование СО толстой кишки осуществлялось через ректоскоп
во время проведения ректороманоскопического исследования щипцами, имеющими на
концах острые ложечки диаметром 2-3 мм (щипцы Брюнинга). Кусочек ткани
отсекался под контролем глаза. Для исследования выбирался выпячивающийся в
просвет кишки участок СО. При заборе биопсийного материала ставилась цель
получения фрагмента слизистой оболочки толстой кишки в пределах собственно
мышечной пластинки. В зависимости от визуальной картины забор биопсионного
материала проводился на расстоянии 8-10 см от анального отверстия или на 1,5-2
см выше зубчатой линии (15-17 см от анального отверстия) без обезболивания,
поскольку это достаточно простая и безвредная для ребенка процедура,
практически не дающая осложнений. Место взятия фрагмента СО чётко указывалось
при описании эндоскопической картины. Перед извлечением тубуса ректороманоскопа
участок, где проводилась биопсия, вновь осматривался и, при необходимости,
смазывался кровеостанавливающим раствором.
Биоптаты слизистой оболочки кишки фиксировались в 10% водном растворе
формалина, забуференном по Ли, и заключались в парафин. Гистологические
препа