РАЗДЕЛ 2
Теоретические основы ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ МОРСКИХ
КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
. Организационные формы интеграции контейнерных перевозчиков
Принципиальной и наиболее значимой организационной особенностью линейного
судоходства является способность операторов вступать во множество совместных
договоренностей и соглашений, которые могут даже идти в разрез с
антимонопольным законодательством. Такое поведение линейных перевозчиков имеет
исторические корни, уходящие в 70-е годы ХІХ века, когда была создана первая
линейная конференция, и основано на том, что природа судоходных услуг имеет
международный характер. Правительства многих стран видели в таких
договоренностях обеспечение стабильности и надежности линейных судоходных
услуг. В то время как организационные мероприятия в линейном судоходстве
традиционно приняли форму линейных конференций, с развитием контейнеризации
появились такие формы сотрудничества как соглашения стабилизации, договорные
соглашения, консорциумы и стратегические альянсы.
Такая интеграция контейнерных операторов вызвана увеличением размера судов,
изменением технологии перевозок, качественными изменениями характера спроса на
транспортные услуги (спрос на высокоэффективный логистический сервис). Ведущие
океанские перевозчики, транспортные посредники и грузовладельцы считают
выгодным создавать объединения различных организационных форм с целью
сокращения издержек, снижения рисков, расширения сферы деятельности и повышения
эффективности.
В зависимости от характера интеграционных связей можно выделить горизонтальную
и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция предполагает объединение
судовладельцев, эксплуатирующих флот на определенном направлении, вертикальная
– четкое организационное взаимодействие и тесные финансовые связи, вплоть до
слияния компаний, обеспечивающих весь транспортный процесс по доставке груза от
отправителя к потребителю [61].
В зависимости от целей объединения можно выделить ценовые и операционные
соглашения контейнерных перевозчиков. В табл. 2.1 представлены основные формы
интеграции на рынке контейнерных перевозок.
Таблица 2.1
Основные формы объединений на рынке морских контейнерных перевозок
Ценовые соглашения (Price Fixing Agreements)
Операционные соглашения (Vessel/Assets Sharing Agreements)
Линейные конференции (Liner Conferences)
(1960-е гг.)
Консорциумы (Consortiums) (1966 г.)
Соглашения стабилизации (Stability Agreements)
и Договорные соглашения (Discussion Agreements)
(1992 г.)
Глобальные стратегические альянсы
(Global Strategic Alliances) (1994 г.)
1. Ценовые соглашения. Линейные конференции и договорные соглашения
предполагают объединение глобальных контейнерных перевозчиков с целью
обсуждения и установления тарифных ставок. Наиболее крупные океанские
перевозчики первоначально входили в состав линейных конференций – объединения
картельного типа (ценовые картели), которые устанавливали для своих членов
единые тарифы, единый состав услуг и рисков, включенных в тариф, а также единые
ставки вознаграждения экспедиторам за предоставление груза, контролировали
общий режим обслуживания перевозок и в ряде случаев осуществляли согласование
расписаний отдельных линий [61]. Конференции – это объединения линейных
перевозчиков, которые поддерживают рыночную стабильность путем разработки
руководящих принципов по установлению тарифов. Число членов конференции
колеблется от двух-трех до 50 компаний различных стран. Конференции
организовывались вокруг определенных направлений так, например, чтобы одна
конференция могла охватывать американский экспорт в Японию, другая – японский
экспорт в США, т.е. различные конференции контролируют прямое и обратное
направления перевозок, а также перевозки между различными группами портов
[161].
Первая конференция появилась в Великобритании в 1875 году на направлении
Великобритания-Калькутта. Она включала 5 судоходных компаний: P&O (Peninsular
and Oriental Steam Navigation Co.), B.I. (British India), City, Clan и Anchor
Lines. В течение десяти лет конференция успешно расширялась и охватила порты
остальной части Северной Европы. За тридцать лет после возникновения первой
конференции Великобритания-Калькутта, конференции были сформированы на
большинстве основных направлений мировой торговли. Дальневосточная конференция
была основана в 1879 г., Австралийская конференция появилась в 1884 г.,
Южноафриканская конференция – в 1886 г., Западноафриканская и Северная
Бразильская конференции – в 1895 г., конференция западного побережья Южной
Америки – в 1904 г., конференции, охватывающие Североатлантическое направление
– приблизительно в 1900 г. [161, 168, 170, 172].
Конференции могут быть закрытыми или открытыми. Наиболее важными чертами
закрытых конференций являются: ограничения по вступлению в конференцию,
установление конференциальных тарифов и часто определение сферы действия (доли
рынка) членов конференции. Члены конференции не имеют права котировать за
перевозку груза ставки ниже тех, которые установлены тарифами конференции.
Соглашение также определяет сферу действия конференции (порты, регионы),
порядок рассмотрения споров и претензий, порядок выхода из конференции.
Контрольные организации конференции следят за правильной тарификацией грузов,
имеют право проверять содержимое грузовых мест, производить повторный обмер
грузов, посещать предприятия для перепроверки стоимости товара и применяют
штрафные санкции к судовладельцам в случае обнаружения злоупотреблений. При
неоднократном нарушении договора компания исключается из
- Київ+380960830922