Ви є тут

Значение бытовых жанров в музыкальной драматургии симфоний Чайковского и Брамса

Автор: 
Немировская Иза Абрамовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1982
Кількість сторінок: 
236
Артикул:
134279
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ /К постановке проблемы/ .................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Важнейшие приёмы использования бытовых жанров в инструментальных циклах композиторов первой половины XIX века .................................. 22
ГЛАВА ВТОРАЯ. Роль бытовых жанров в сонатно-
симфонических циклах Брамса. . . 72
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Значение бытовых жанров в симфониях Чайковского ................................ 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. /Некоторые выводы и дальнейшие
перспективы изучения/ ............ 165
ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................ 182
СПИСОК ЛИТЕРАТУРУ ................................. 221
ВВЕДЕНИЕ /К постановке проблемы/.
Обращение композиторов-профессионалов к бытовым жанрам как важнейшей опоре в создании реалистического музыкального искусства - одна из актуальных историко-теоретических проблем. Однако, исследование способов претворения жанрово-бытовых истоков в контексте сочинения, вопросов функционирования жанрово определённого гематизма в произведении, его роли в драматургии целого далеко от завершения. Особенно велики пробелы в наших знаниях об историческом развитии этих процессов. Так, с отмеченной точки зрения недостаточно изучен процесс перехода от симфонизма западно-европейских романтиков и русского программного симфонизма первой половины XIX века к симфоническому творчеству композиторов второй половины века. А сложившаяся к этому времени традиция претворения жанрово-бытовых истоков в их откристаллизовавшемся семантическом значении явилась одним из необходимых условий! яркого и наглядного воплощения музыкальных образов и сложнейших симфонических концепций, особенно непрограммных*/. Эго
I/ Хотя существенная роль жанрово определённого тематизма в инструментальной музыке XIX века, особенно у отдельных композиторов, неоднократно подчеркивалась /см.,например, Вульфиус,1974; Житомирский,1964; Кояен,1965; Крауклис,1974; Левашева,1962; Мазель,1971; Мильштейн,1976; Николаева,1958; Орлова,1980; Сол-лертинский,1967; Хохлов,1972; Цуккерман,1960/, исторический процесс эволюции симфонизма XIX века в данной связи не рассматривался. Его исследование с указанной точки зрения подтверждает, в частности, положение, задвинутое В.Д.Конен и Т.Н.Ливановой, об исторической взаимообусловленности программных и непрограммных /в широком смысле/ периодов в развитии инструментальной музыки, обоснованное достаточно полно лишь анализом музыки ХУШ ве*> ка в книге В.Д.Конен "Театр и симфония" /1975/.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ВАДИВШЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЫТОВЫХ ЖАНРОВ В ИНСТРУМЕН-
ТАЛЬНЫХ ЦИКЛАХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
Бытовые жанры играли существенную роль на всём пути развития крупного инструментального цикла, от самого его зарождения до наших дней. Начиная с жанровых симфоний Гайдна и кончая эпико-драмагическими философскими полотнами Шостаковича, можно назвать немало произведений, в образном строе и драматургии которых они лринципаильно важны. Достаточно вспомнить симфонии и сонаты Бетховена, Шуберта, инструментальные циклы Шумана, крупные одночастные и многочастные сочинения Шопена, программные симфонические произведения Листа и Берлиоза, Глинки, Даргомыжского и Балакирева, симфонии Чайковского, Брамса, Рахманинова, Малера, Онеггера. Этот перечень можно значительно расширить. На протяжении XIX века роль жанрово конкретного тематизме значительно возросла в симфонических произведениях,что явилось одной из главных предпосылок для развития реалистического музыкального искусства.
Задача данной главы - изучение динамики использования ге-матизма с жанрово-быговыми прообразами в инструментальных циклах композиторов первой половины XIX века как одного из важнейших условий становленій непрограммного драматического симфонизма второй половины века. Хотя исторически постепенное на протяжении указанного отрезка времени укрепление связи музыкального гематизма с ярко выраженными жанровыми истоками неоднократно отмечалось (например, Вульфиус, 1974; Житомирский, 1964; Конен, 1953, 1971; Крауклис, 1974; Мазель, 1971; Николаева, 1971; Соллертинский, 1967; Хохлов, 1972), систематическое
- 23 -
рассмотрение этого процесса до сих пор не проводилось. Некоторые же важные стороны отмеченного процесса (например, историческая закономерность опоры противопоставленных драматургических сфер на определенные жанрово-бытовые истоки) практически не затрагивались. Материал главы изложен в соответствии с анализом наиболее существенных его сторон, исторически прослеженных, начиная с творчества Бетховена. Напомним их:
1. Усиление яркости и рельефности жанровых истоков в музыкальном темагизме от Бетховена к композиторам-романтикам. Формирование систем ассоциативных связей мевду жанровыми истоками и их образным содержанием у этих композиторов.
2. Расширение выразительно-смысловых функций жанровых истоков в музыкальном гематизме. Кристаллизация приемов, позволяющих менять устоявшееся семантическое значение жанра, вплоть
до создания гротесковых образов.
3. Укрепление связи конфликтно противопоставленных образно-тематических сфер драматических произведений с жанрово определенным гематизмом, вплоть до последовательно выраженной связи каждой из драматургических сфер с присущими ей жанрами.
4. Возрастание роли отдельных драматургических приемов,
в которых важна именно опора на жанровые истоки, в драматургии целого: внутрижанровой и моногемагической трансформации, жанрового синтеза, жанрового контрапункта и жанровой модуляции.
Наиболее изучена проблема, связанная с воз растением яркости жанрово-бытовых истоков в темагизме от Бетховена к композиторам-романтикам (она затронута в большинстве трудов, касающихся их творчества, например, Асафьев, 1971; Беккер, 1926; Вульфиус, 1974; Конен, 1953,1971;