2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................5
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТИПОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ .. 23
1. Понятие типа музыкального произведения. Качественные параметры фольклора в слуховом анализе. Авторский фольклор. Фольклор в профессиональной музыке. Неофольклоризм.
2. Классическая музыка как профессиональная музыка письменной традиции. Феномен классической музыки. Выразительные возможности классической музыки. Композитор -исполнитель - слушатель. Параметры идентификации классической музыки на слух.
3. Развлекательная музыка. Генезис развлекательной музыки и ее истоки. Развлечение музыкой как историческая тенденция. Определение эстрады. Эстрадные жанры: от развлечения к серьезному искусству. Стилистика как главный фактор слуховой идентификации «легкой» музыки .
ВТОРАЯ ГЛАВА. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В АНАЛИЗЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ..................................................56
1. Музыка в системе временных искусств. Время как форма организации музыкального произведения. Функции начала, развития и завершения. Тезис, антитезис, синтез в музыке. Времяорганизующая функция кульминации. Форма как фактор организации времени в музыкальном произведении .
2. Время как предмет эстетической игры в музыкальном искусстве. Категории прошлого, настоящего и будущего и их взаимодействие в музыке. Моделирование стилистики прошлого и будущего. Слуховой анализ временной струк-
3
туры авторского замысла.
3. Время создания музыкального произведения как объект
анализа. Соотношение временного контекста спектакля с временным контекстом музыкального произведения. Музыкальное произведение как субъект времени. Музыкальное произведение как источник информации о Бремени. Психологические
аспекты восприятия времени музыкального произведения.
ТРЕТЬЯ ГЛАВА.СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ СТИЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ПРОИЗВЕДЕШЬ.....................................................96
1. Понятие музыкального стиля и стилевых уровней.
2. Стиль эпохи.
3. Стилистическое направление.
4. Стилистическая тенденция.
5. Стиль композитора.
6. Стиль произведения.
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА. АНАЛИЗ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ .132
1. Определение жанровой специфики как одна из центральных задач анализа музыкального произведения в режиссерской практике. Функции музыкального жанра в театре; жанры театральной музыки.
2. Музыкальный жанр как тип народного творчества. Обобщение через жанр. Жанры профессиональной музыки. Жанр-форма и жанр-содержание.
ПЯТАЯ ГЛАВА. МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ВНЕМУЗЫКАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ
ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕШЬ.
ПРОГРАММНОСТЬ..............................................150
1. Музыка и «внешний» мир: связь через систему ассоциаций. Звукопись и звукоизобразительность. Синестезии: звук-цвет; звук-свет; мелодия - графический рисунок; мелос - рисунок пластический. Ассоциации, основанные ка зрительных впечатлениях. Ассоциации-настроения.
27
тор... Как правило, авторы — это были не композиторы по профессии, а обыкновенные люди, часто не ведавшие о такой профессии — не ставили своей целью право на авторство, они были частью народа, и поэтому их музыка справедливо типологи-зируется как народная. Однако история знает периоды, когда народный композитор {он же, как правило, и исполнитель) выходил на авансцену. Таков немецкий средневековый поэт-певец миннезингер, автор-исполнитель рыцарской лирики ХІІ-ХІІІ вв., посвящавший свои песни «прекрасной даме». В той же Германии, но уже в среде цехозын ремесленников Е XIV-ХУ-ХУI вв. появляются майстерзингеры {в названии подчеркнута принадлежность к мастерству), которые объединялись в литературно-певческие общества наподобие ремесленных цехов. Творчество майстер-зингеров было регламентировано множеством правил (табулатурами), которым майстерзингер должен был неуклонно следовать. Несмотря на это майстерзингеры добились больших творческих результатов, и среди них хорошо были известны композиторы-певцы X.Фольц, Г.Сакс, Г.Фогель, А.Путман. (Идея майстерзин-геров даже вдохновила Р.Вагнера ка создание сперы «Нюрнбергские майстерзингеры»).
Поэтом-певцом Южной Франции в конце XI - начале XIV вз. был трубадур. Творчество трубадура - первый опыт европейской лирической поэзии на народном языке. В большинстве случаев -это любовная лирика, реже - теж крестовых походов, антипап-ские мотивы. Трубадуры, хотя и принадлежали к высшей знати, (среди них, например, Гильом IX герцог Аквитанский, барон Бертран де Борн, Рамбаут III Оранский и др.), были по сути истинными народными певцами, представляя сзетскую традицию народного творчества. Хотя трубадуры владели нотной грамотой
28
и часто записывали свои песни, в основе своей их творчестзо было искусством устной традиции. Трубадур сам исполнял свои песни (часто в сопровождении менестреля) или поручал их исполнение состоявшему у него на службе жонглеру. Для аккомпанемента служили арфа, зиола, цистра. Песни в исполнении менестрелей либо бродячих актерсв-жонглеров часто ззучали на городских площадях, что способствовало распространению песен в народной среде. Сами мелодии песен трубадуров близки по характеру народным «внеавторским» песням; собственно, они изначально предполагали инвариантность - ритмика мелодии подчинялась ритмике текста, и в нотных записях не обозначалась. Многие из жанров, в русле которых создазали свои поэтические песни трубадуры, впоследствии стали народными. Среди них серена (вечерняя песня), альба (утренняя песня), тенсона (песня-пререкание, диалог), рондо, баллада, эстампида (танцевальные песни), плэн (печальная песня-плач), кобла (любовная песня, состоящая из одной строфы), сирьента (политическая, сатирическая песня), канцона и др.
Историческим вариантом творчества трубадуров стали песни труверов, поэтов-певцов Северной Франции конца XII-XIII вз.
Авторское народное тзорчество бьглс издревле известно и в России. Еще в Киевской Руси широкое распространение получили странствующие актеры-потешники, скоморохи, исполнявшие под аккомпанемент гуслей, труб-рожков, волынок, различных гудков разножанровые песни и танцы. Наряду с вольными скоморошьими «ватагами» и «артелями», объединявшими з ХУ1-ХУ11 вв. иногда по 70-100 человек, которые странствовали по деревням и городам, существовали скоморохи при знатных домах. Выступая на улицах и площадях, скоморохи непосредственно общались со зри-
- Київ+380960830922