Ви є тут

Влияние теософии на позднее творчество А.Н. Скрябина

Автор: 
Шумилин Дмитрий Анатольевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
247
Артикул:
133860
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................4
Глава 1. Влияние теософии на мировоззрение А. Н. Скрябина.......41
1.1 Скрябин-философ..............................................41
1.1.1 Изучение классической философии......................... 41
1.1.2 Идея Мистерии............................................45
1.1.3 Музыка и философия.......................................51
1.2 Теософия в жизни Скрябина................................... 53
1.2.1 Знакомство с теософией...................................53
1.2.2 Изучение теософии........................................57
1.2.3 Скрябин-теософ...........................................74
1.2.4 11оследние годы..........................................77
1.2.5 Скрябин и теософы....................................... 82
1.3 Предварительное Действие - творческое воплощение теософической доктришя........................................................ 86
Глава 2. «Прометей» как ключ к пониманию семантики музыкального языка позднего Скрябина................................................111
2.1 «Гармоние-мелодическая» система............................. 11 1
2.2 «Прометей»................................................. 121
Глава 3. Музыкальное выражение бытия...................................163
3.1 Идейная сфера поздних сонат.................................163
3.1.1 Сонаты и Мистерия...................................... 163
3.1.2 Сверхсистема............................................169
3.2 Воплощение категорий «Дух», «Материя» и «Энергия» в основных темах и тематических элементах крупных поздних сочинений Скрябина ............................................................... 174
3.2.1 Первичная Триада....................................... 174
3.2.2 «Энергия».............................................. 176
3.2.3 Трансформация тематического круга «Энергии»............ 183
3.2.4 «Материя».............................................. 186
3.2.5 «Дух».................................................. 194
3.2.6 Синтетическое воплощение концептов различных членов Триады в одном тематическом элементе..............................207
Заключение.............................................................214
Список литературы......................................................224
23
Ведущая свое начало от статей Р. Ныомарч (R. New mar ch) [301], западная скрябиииана на протяжении последних ста лет была представлена такими именами как A. Hull [283], Л. Swan [310], F. Bowers [264-265], М. Cooper [273], R. Dikman [275], W. Evard [277], M. Brown [266], J. Baker [267], M. Kclkel [291], H. Macdonald [295] и др.
Будучи свободными от идеологического давления западноевропейские и американские скрябиноведы, насколько мы располагаем сведениями, все же не уделяли разработке проблемы влияния теософии на Скрябина должного внимания. Зачастую исследователи ограничивались констатацией известных фактов и, не ставя перед собой задачу подробного рассмотрения указанного феномена, приводили лишь некоторые отрывочные примеры такого влияния. Говорилось о том, что композитор в своих разговорах пользовался теософическими терминами, проводились несколько абстрактные параллели между замыслами «Поэмы экстаза», световой симфонией, замыслом Мистерии и творческим методом Скрябина в целом - с одной стороны, и теософическими идеями - с другой.
Примерно в таком ракурсе говорит о роли теософии в жизни и творчестве композитора знаменитый в США скрябиновед Ф. Бауэрс (A. Bowers). Две его монографии (Scriabin: A Biography of the Russian Composer: 1871 —1915. Tokyo— Palo Alto, 1969; и The New Scriabin: Enigma and Answers. New York, 1973 [264-265]) стали своеобразной кульминацией развития западного скряби-новедения XX века, и по сей день являются в англоязычных странах едва ли не наиболее авторитетными источниками информации о жизни и творчестве Скрябина.
Особняком в ряду зарубежных исследователей, писавших в мистическом ключе о Скрябине и его музыке, стоит английский композитор, пианист и писатель Сирил Скотт (Cyril Scott). В 1928г. в своей книге «The Influence of Music on History and Morals: A Vindication of Plato» [264], выпущенной лондонским «Theosophical Publishing House», он говорит о Скрябине как о «величайшем
24
представителе Deva13-music из всех когда-либо существовавших» [цит. изд., с. 132|. Пятью годами позже в своей знаменитой работе «Music: Its Secret Influence Throughout the Ages» [303] С. Скотт характеризует Скрябина как «первого русского композитора, связавшего теоретические знания об оккультизме с искусством музыки» [цит. изд. с.71]. Отличающаяся известной нетрадиционно-стью, эта книга оказала, тем не менее, существенное влияние на последующее развитие западного скрябиповедения. Она многократно переиздавалась, была переведена на разные языки и фигурирует в «списках литературы» большинства работ зарубежных скрябиновсдов, посвященных исследованию мировоззренческой концепции композитора.
В последние десятилетия XX века, на волне общего повышения научного интереса к эзотерической традиции, в зарубежном музыкознании стало уделяться больше внимания вопросу влияния теософии на мировоззрение и творчество Скрябина. В июле 1979 года в журнале «19th-Century' Music» была напечатана показательная в этом отношении статья М. Брауна (М Brown) «Skriabin and Russian “Mystic” Symbolism», уже в самом начале которой утверждается, изо теософия имела решающее влияние на формирование скрябинской творческой доктрины [266, с.42].
Со всей серьезностью к проблеме влияния теософии на творчество Скрябина отнесся французский исследователь М. Келькель (М. Kelkel). Это отражается в его тщательном анализе скрябинских философских записей, выявляющем множество точек соприкосновения между теософической концепцией и мировоззрением композитора. В статьях французского скрябиноведа, и особенно его монографиях [наиболее поздняя из них - см. 291], подробно освещаются некоторые неизвестные факты, проливающие свет на портрет Скрябина-теософа. В основном эго касается того периода, когда Александр Николаевич
13 В данном контексте это словосочетание можно перевести как «духовной музыки» или «божественной музыки». Однако мы намеренно не переводим в тексте этот сложный и емким санскритский термин, поскольку он а) вполне утвердился в своем значении как тиковой во всех отраслях востоковеде имя, б) приобретает специфическое значение у Скопа. Сам музыкант в своей работе «Ап Outline of Modem Occultism» как синонимы использует определения angel и dcva [цит. соч., 214]. Также следует обратить внимание на явную перекличку deva со знаменитым скрябинским divin.