Ви є тут

Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года

Автор: 
Горлинская Светлана Евгеньевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
133784
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ С СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ ДО РЕФОРМ 1861 ГОДА...................................15
* 1.1. Музыка курских театральных сцен................17
1.2. Концертное музицирование в Курской губернии....53
ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ С 1861 ДО 1917 ГОДА..........................................88
2.1. Просветительская деятельность музыкально-общественных . организаций.......................................89
2.2. Концертная практика учебных заведений Курской губернии. 102
2.3. Музыкально-театральные антрепризы и концерты гастролеров 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................166
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА...............................176
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................203
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное краеведение в последние десятилетия стало одним из самых динамично развивающихся и востребованных направлений музыкальной науки. Число трудов, освещающих театральную и концертную практику, историю учебных заведений российских регионов, характеристику деятельности лучших провинциальных музыкантов, измеряется десятками и возрастает с каждым годом. В научной среде все прочнее утверждается представление, согласно которому полноценное изучение музыкальной культуры на примерах лишь двух столиц страдает неполнотой и ограниченностью. Активная разработка краеведческих тем региональными исследователями в СССР начинается с 1970-х годов, и с тех пор созданы труды, посвященные многим крупным городам и регионам, - Тамбову и Вятке, Нижнему Новгороду и Астрахани, Томску и Ростову-на-Дону, Архангельску и Пензе, Сибири и Адыгее.
Интерес к подобным темам весьма ярко проявляется и в Курске, причем как в краеведческих разысканиях, так и в современной концертной практике: возрождена традиция музыкальных салонов в усадьбе князя И.И. Барятинского, музыка курских композиторов дореволюционной поры звучит в программах концертов, изучается в учебных заведениях.
Музыкальная жизнь Курской губернии формировалась на протяжении столетий и взрастила немало подлинных талантов. Имена многих из них вошли в историю русской музыки: С. А. Дегтярев стал автором первой российской оратории на национальный сюжет («Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы»), А. Д. Жилин организовал первый в России симфонический оркестр незрячих при Санкт-Петербургском институте слепых, Г. Я. Ломакин, вместе с М. А. Балакиревым, стал соучредителем первой в России Бесплатной музыкальной школы, наметив новое направление в русском образовании, а исполнители, такие как певица
И. А. Гарновского и Т. А. Дынник, то о втором театре информации немного больше: сохранились «Описи имения Льговского помещика, бывшего губернского секретаря Федора Ширкова», сделанные в 1827 году1. В этом архивном документе читаем: «Господская усадьба, село Макаровка. [...] войдя во вторую прихожую противу дверей стулья, а кулисы, раскрашенные наподобие рощи для музыкантов» [18].
Историк А. А. Танков в очерке «Ширковское дело» утверждает, что музыкальные и театральные коллективы в усадьбе существовали исключительно для увеселения хозяев и гостей, причем в городе для спектаклей его труппы уступалась сцена городского театра: «Бывало, пишет к нему губернский предводитель дворянства: “Федор Иванович, мы без вас тут в Курске скучаем...” И Ширков, со всем своим двором и штатом, едет в Курск. С ним, разумеется, оркестр, хор, крепостные актеры, которым приходилось играть даже в городском театре. По- прибытии- в Курск у Ширкова начинается ряд празднеств» [212, с. 135].
Несмотря на то, что. А. А. 'Банков даже называет две фамилии-ширковских музыкантов: Козловский и Горбачев, об общем, количестве исполнителей или репертуаре оркестра не говорится ни в исторической, ни в мемуарной литературе. Возможно, вызвано это было тем, что основное внимание современников и прессы привлекала скандальная известность этой семьи в связи с самыми разнообразными судебными разбирательствами: «Вообще весь этот род Ширковых, курских помещиков, - писал Ф. Ф. Вигель, - как прежде, так и после, имел весьма худую славу; членов его обвиняли в насилиях, убийствах, кровосмешении, разного рода преступлениях, из коих некоторые были доказаны по делам» [69, с. 58]. Да и опись была составлена после того, как Ф. И. Ширков в 1823 году был сослан в Сибирь [18].
8 В середине 1823 года Ф.И. Ширков был сослан в Сибирь, поэтому опись имения производилась в связи с судебными разбирательствами.
31
Тем не менее, музыкальность представителей фамилии Ширковых проявилась в одном весьма знаменательном для истории музыки в России факте: после постановки «Жизни за царя» М. И. Глинки Валериан
Федорович Ширков (1805-1856) знакомится с классиком русской музыки, между ними завязывается: дружба и курянин становится основным либреттистом оперы «Руслан и Людмила». И сегодня на титуле клавира этой второй русской классической оперы читаем: «М. Глинка. Руслан, и Людмила. Волшебная опера в пяти действиях. Либретго В. Ширкова и М. Глинки. По поэме А. Пушкина» [79].
Театральные постановки в. имении рыльского помещика, меломана, чрезвычайного посланника и полномочного министра в Мюнхене [194, с. 38], действительного камергера, тайного советника и кавалера, ученого агронома, музыканта и увлеченного коллекционера произведений искусства и литературы [223, с. 84], князя Ивана Ивановича Барятинского (1767-1825) в великолепной резиденции «Марьино» в селс Ивановском Рыльского уезда,, скорее всего, осуществлялись в течение четырех-пяти лет: с окончании строительства в начале 1820 годов - до кончины ее владельца в 1825.
Как в XIX веке, так и сегодня «Марьино» сравнивается с Павловским дворцом. «В доме был постоянный театр» [102, с. 107], - читаем в работе, посвященной деятельности сына строителя дворца, фельдмаршала А. И. Барятинского. Ее автор, А. Л. Зиссерман - писатель и младший современник И. И. Барятинского. В исследовании сообщалось, что в «Марьино» выступали две театральные труппы: первая ставила спектакли на русском языке и состояла в основном из дворовых людей, а вторая - на французском,, причем актерами1 были члены семейства, гувернеры и гувернантки, а также соседние помещики [102, с. 107].
Вывод о том, что с кончиной И. И. Барятинского театр в имении «Марьино» прекратил свое существование, можно сделать из воспоминаний С. М. Соллогуб (урожденная С. М. Виельгорская), бывавшей у Барятинских
32