Ви є тут

Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики Бури и натиска

Автор: 
Гумерова Ольга Анатольевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
189
Артикул:
133712
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................3
Глава 1. Ключевые категории эстетики «Бури и натиска» и новое понимание сонатности
1.1. Понятия «гения», «оригинальности», «характеристичности» и проблема новаторства в искусстве..........................................29
1.2. «Выражение» и «выразительный стиль» в эстетике эпохи «Бури и натиска»..........................................................43
1.3. Принцип развития в сонате и симфонии в контексте «характеристичности» и «аффектности»..............................................51
Глава 2. Метаморфозы «характеристического» и пути развития жанра симфонии
2.1. «Характеристическое» как инструментальный театр (симфонии Й. Гайдна периода «романтического кризиса»..........................58
2.2. «Характеристическое» как мир чувств в симфониях К. Диттерсдорфа: на пути к «драматической» симфонии..................................71
2.3. «Mehr Ausdruck der Empfindung als Malerei»: «Характеристические» симфонии П. Враницкого как предвестие героико-драматического симфонизма...............................................................81
Глава 3. Клавирная соната XVIII века как репрезентант «выразительного» стиля
3.1. Топос «говорящего клавира» и новый музыкальный словарь...............................................................100
3.2. «Выразительная» форма в «штюрмерской» клавирной сонате.................................................................116
Заключение........................................................132
Список литературы..................................................149
Приложение: Нотные примеры.........................................165
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования и степень изученности темы. В музыкознании отсутствует единое представление о хронологии и феноменологии эпохи «Бури и натиска». Несмотря на наличие О1ромного количества исследований, посвященных различным аспектам развития музыкального искусства второй половины XVIII века, музыкальное «штюрмерство» по-прежнему остается одним из самых мало изученных явлений, сведения о нем разрозненны и пока не складываются в единую картину. Между тем, с полным правом можно утверждать, что именно благодаря движению Sturm und Drang стали возможны такие важнейшие достижения века Просвещения как симфония, соната и родственные им жанры в совершенных классических образцах. Без интенсивных творческих поисков «штюрмер-ского» периода процесс, а главное, — результат формирования отличительных качеств семантики, драматургии и методов .развития в этих жанрах был бы принципиально иным. Наконец, невозможно представить себе венский классицизм как целостное явление, вбиравшее в себя разнородные стилистические тенденции, вне связи с творческими принципами и идеями, движения «Бури и натиска».
Обращает на себя внимание существующая на сегодняшний день недооценка специфических свойств музыкального «штюрмерсгва», позволяющих рассматривать его как относительно самостоятельный малый стиль в рамках классицизма. В этом качестве он образует своеобразную параллель галантному и чувствительному стилю/ Конечно, полная изоляция его от того и другого была бы неправомерна, что подтверждает живая творческая практика, а также признание, того, что движение «Бури и натиска» является «оборотной стороной чувствительности» (П. Румменхёл-лер). Вместе с тем, осмысление его специфических свойств смогло бы помочь в определении той роли, которую сыграло «штюрмерство» в решительном обновлении музыки второй половины XVIII века.
3
Действительно, развитие немецкой литературы происходило согласно данному сценарию. Во второй половине 1780-х годов в творчестве И. В. Гете и Ф. Шиллера начинается период Веймарского классицизма, бунт чувств, максималистские настроения и индивидуализм уступают место новым философским проблемам и задачам нравственного воспитания, стоящим перед искусством.
По-прежнему актуальным в свете непрекращающихся дискуссий остается и вопрос о соотношении «Бури и натиска» с основополагающими эпохами культуры второй половины XVIII - начала XIX веков - классицизмом и Просвещением, а также ранним романтизмом. Помимо этого движение «Бури и натиска» нередко отождествляется с Великой Французской революцией 1789 года, благодаря проявившейся в резкой форме критике существующих социальных норм и протест}'’ против княжеского произвола. В отечественной литературе советского периода эта точка зрения доминирует, во всяком случае, тезис о революционном и политическом бунтарстве усиленно педалируется. В последнее время движение «Бури и натиска» рассматривается, прежде всего, как культурная, а не политическая революция. Так, У. Картхаус, анализируя деятельность «штюрмсров», утверждает, что «они определенно не были политически настроенными в сегодняшнем смысле, из простого основания, что, будучи подданными абсолютистского государства не имели информации и опыта, который, возможно, помог бы им стать политическими деятелями. ... Они были воспитаны в евангельском духе и, согласно учению о власти и своей совести, были верны закону, который принимали с послушанием [168, 27]. Причина беспорядков коренится для них не во всей системе, а в произволе отдельных деспотов, виновных в страданиях людей.
У. Картхаус отмечает проявления революционных порывов как раз у тех писателей, кого в силу конкретных жизненных обстоятельств непосредственно коснулись репрессии. Среди них - К. Ф. Д. Шубарт, заточенный по произволу герцога Карла Евгения Вюртембергского в тюрьму;
17
Ф. Шиллер, бежавший от преследований того же герцога, И. Г. Фосс, внук крепостного крестьянина, и А. Бюргер. Показательно, что Ф. Шиллер, поначалу встретивший Французскую революцию с энтузиазмом, впоследствии высказывал свое резкое неприятие насильственных методов свержения власти. Немаловажным является и тот факт, что благоприятные условия для «Бури и натиска» существовали как раз там; где проявлял себя просвещенный абсолютизм и разные формы покровительства искусству.
В художественном отношении движение «Бури и натиска» стало подлинной революцией. В литературе это выразилось в противостоянии французскому классицизму и его немецкому вариант}' в лице НК.Готшеда.
Развиваясь рядом и параллельно с классицизмом, «штюрмерство» в литературе выступало не только как его антипод, но и как живительная, перспективная альтернатива, прокладывающая путь к романтизму. Основные расхождения раннеклассицистской и «штюрмерской» парадигм в литературе, можно представить для большей ясности в виде следующей таблицы, принимая во внимание ее неизбежную схематичность и абстрагиро-ванность по отношению к живой художественной практике:
Классицизм Буря и натиск
Эстетика нормативности Пренебрежение нормами
Образные топосы: героическая патетика, пасторальная идиллия, комическое, радостное, объективная лирика Образные топосы: драматическая патетика, эмоциональные и природные бури, трагическое, скорбь, меланхолия, субъективная лирика
Жанровый эталон: Классицистская трагедия - Корнель, Расин, Готшед Жанровый эталон: Трагедия Шекспира, ода Клоп штока, народная песня, баллада.
Г срой из высшего сословия Герой из третьего сословия
Homo sapiens Ното agens
is