Ви є тут

Мимодрама Жана Кокто Юноша и смерть и ее значение в современной хореографии

Автор: 
Шкарпеткина Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
133582
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
Введение ............................................................ 3
Глава 1. Модель мира и человека в «Юноше и Смерти»
1.1. Предпосылки создания мимодрамы Ж. Кокто-Р. Пети.
Вопрос об авторстве ................................................. 34
1.2. Образы главных героев как центральные в художественном мире Кокто:
1.2.1. Образ Юноши-Поэта как персонификация личности художника .......................................................... 50
1.2.2. Смерть как ключевой образ в поэтике Ж. Кокто
и тенденции его формирования ....................................... 57
1.3. Мимодрама и монодрамы Кокто: общность их проблематики и конфликтов ......................................................... 75
Глава 2. Приемы сценического воплощения замысла Ж. Кокто и его трансформация в XXI веке
2.1. «Пассакалия и фуга до минор» И.-С.Баха: единство музыки и хореографии ........................................................ 89
2.2. Сценография спектакля как составная часть хореографического текста ............................................ 100
2.3. Опорные моменты хореофафии и ее специфика. Хореофафическая кульминация в драматургии спектакля ............... 110
2.4. Некоторые сценические версии мимодрамы
и ее исполнители ................................................... 127
Заключение ......................................................... 154
Библиография ....................................................... 168
Приложения (Иллюстрации) ........................................... 179
Введение
Я призывал отречься от небоскребов и вновь вернуться к розе. Но это было неверно истолковано. Вернуться - не значило оживить старый цветок. Наоборот, я хотел вырастить новый.
Жан Кокто.
«О порядке в обличье хаоса» \
Творчество Жана Кокто (1889-1963), называемого «человеком-оркестром», «принцем поэтов», «enfant terrible», развивалось в течение почти трех десятилетий первой половины XX века и оставило яркий след как в культуре Франции, так и в мировой культуре. Дитя своего века, он как никто другой впитал всю прелесть и ужас своей эпохи, без опаски насыщая свои произведения реалиями времени, бесконечными аллюзиями. Кем назвать Кокто, как охарактеризовать его творческий метод — модернист? реалист? сюрреалист? символист? Все эти «определения» не имели для него значения. Кокто-художник верен своему предназначению Поэта.
Кокто был удостоен высоких званий члена Бельгийской королевской академии, затем Французской академии (1955), его избрали председателем жюри Каннского кинофестиваля (апрель 1953 г.), он получил орден Почетного легиона (1956), ему был присвоен титул «Принц Поэтов» (1960). который до него носили лишь П. Верлен и С. Малларме.
Почти невозможно перечислить все произведения Жана Кокто, ибо область его интересов была поистине необъятна: ни одна сфера искусства не осталась неисследованной для этого человека энциклопедических размахов, недаром в регалиях Кокто значатся «поэт, драматург, эссеист, музыкальный критик, либреттист, сценарист, кинорежиссер, художник»... Конечно же, са-
4 Кокто Ж. О порядке в обличье хаоса // Кокто Ж.: Петух и арлекин. - СПб., Кристалл, 2000. - С. 669.
1946, 25 июня (Театр Елисейских Полей, Париж) - «Юноша и Смерть» (Le Jeune Homme et la Mort), музыка И.-С.Бах в оркестровке Отторино Респиги, хореография Ролан Пети, декорации Жорж Вакевич, коспомы Барбара Каринска. Мимодрама Жана Кокто.
1948, 13 декабря (Театр Елисейских Полей, Париж, для Балета Елисейских Полей) - «Амур и его любовь» («L’Amour et son.amour»), музыка Сезар Франк (Cesar Franck), хореография Жаи Бабиле, декорации и костюмы Ж. Кокто.
1950, 14 июня (Национальный театр Парижской Оперы) - «Федра» (Phcdre), музыка Ж. Орик, хореография С. Лифарь, занавес, декорации и костюмы Ж. Кокто.
1952, 19 мая (Театр Елисейских Полей) - «Эдип-нарь» (Oedipus Rex), музыка И. Стравинский, хореография, декорации и костюмы Ж.Кокто.
1953, 9 мая (Шгаатстеатр, Мюнхен) — «Дама с единорогом» (La Dame à la Licorne), музыка XVI века в аранжировке Шаии (Chailley), хореография Хайнц Розен (Heinz Rosen), либретто, декорации и костюмы Ж. Кокто.
1957, 19 ноября (Опера Монте-Карло); 1958, 25 января. (Опера Комик, Париж) — «Равнодушный красавец» («Le Bel Indefférent»), музыка Ришар Блэро (Richard1 Blaireau), хореография С. Лифарь, либрегго Ж. Кокто по его одноименной монодраме.
1959, 12 июня (Theatro Caio Melisso, Spoleto, Италия) - «Поэт и его муза» (Le Poète et sa Muse)* музыка Джан-Карло Менотти (Gian-Carlo Menotti), постановка Ф. Дзеффирелли, костюмы Марсель Эскоффьер (Marcel Escoffier), сценарий и декорации Ж. Кокто. Мимодрама.
«Сын воздуха» («Сын воздуха, или Дитя превращается в юношу») («Le Fils de Pair, ou L’Enfant changé en jeune homme»). Мимодрама Жана Кокто. Либрегго и костюмы Ж. Кокто, музыка Ханс Вернер Хенце (Hans Werner
17
Henze), хореография Хайнц Розен (Heinz Rosen). Спектакль не был поставлен*.
Но и ото - не исчерпывающий перечень. Во-первых, существовали постановки, которые весьма трудно назвать сугубо танцевальными, так это были синтетические спектакли, на грани драматической пьесы, декламации, балета и оперы (например, как «опера-оратория» «Эдип-царъ» или отсутствующий-в перечне спектакль «Ромео и Джульетта» (1924), стилистика которого не совсем понятна). Во-вторых, Кокто-художник обладал одним удивительным человеческим качеством: прийти на помощь своим друзьям-артистам и подарить им какую-нибудь совершенную «безделушку» - одноактную пьесу, либретто балета, рисунок, набросок к декорации или идею произведения. Для Кокто процесс создания произведения неотделим от реальных жизненных событий: он пишет пьесы для своих друзей-актеров (в перечне действующих лиц при издании драматургии Кокто до сих пор напротив имени персонажа стоит имя его исполнителя в театре), создает миниатюры (монологи, монодрамы) по просьбе коллег-артистотз, его драматургия наполнена аллюзиями на персонажей, с которыми он был лично знаком или которые оставили глубокий след в его душе: Иокаста из «Адской машины», прототипом которой стала Айседора Дункан; Певица из «Равнодушного красавца», «одетая в маленькое черное платье» (пьеса была написана в качестве подарка обожаемой Кокто Эдит Пиаф); молодые герои-юноши «Трудных родителей», «Орфея», навсегда связанные с обликом Жана Марэ... Тскст-«подарок», текст-«повод» (“le texte prétexte“) - такую форму внедряет Кокто в мировую литературу: эго небольшие произведения, «написанные на скорую руку для того или иного артиста, который захочет иметь в своем багаже лег-
’ Текст опубликован в сборнике «Карманный театр» как «гюэма-монолог [poème mono-IogueJ, прочитанная Жаном Кокто для записи па пластинку Ultraphone» (см. Cocteau J. Le Fils de Pair, ou L’Enfant changé en jeune homme H Cocteau J. Théâtre de poche / Théâtre 11. -P., 1957.
18