Ви є тут

Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета

Автор: 
Васильева Тамара Ивановна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1983
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
133469
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ............................................ 4
ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЕ БАЛЕЇЇЇОЙ ОСАНКИ
1. Осанка - качественный показатель профессионализма в балетном искусстве ................. 18
2. Факторы, влияющие на формирование балетной осанки........................................ 42
3. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста и их значение для практики обучения артистов балета.......................................... 74
ГЛАВА П. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ БАЛЕ1Н0Й ОСАНКИ (на материалах экспериментального исследования) ............................................... 98
1. Характеристика наблюдаемых групп: отбор детей, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, распределение учащихся на группы и подгруппы ..................... 99
I. Отбор детей для обучения хореографии.
П. Изучение индивидуальных анатомо-физио-логических и психологических особенностей учащихся и распределение их на группы и подгруппы ............................ 106
2. Построение урока классического танца. . . 110
3. Краткая характеристика упражнений и движений, применяемых для формирования балет-
- з -
ной осанки . . .
115
І. Характеристика вспомогательных упражнений подготовительной части урока ..................... 116
\
П. Общая характеристика движений основной
части урока - классического экзерсиса. . 130
Ш. Характеристика упражнений заключительной части урока........................................133
4. Этапы формирования балетной осанки .............. 136
I. Первый этап.....................................138
П. Второй этап.....................................142
Ш. Третий этап.....................................144
ІУ. Четвертый этап..................................147
У. Пятый этап..................................... 149
УІ. Шестой этап.......................................151
УП. Седьмой этап......................................152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 162
ЛИТЕРАТУРА..................................................... 165
ПРИЛОЖЕНИЕ (отдельный том).
- 21 -
чивает ему владение своим телом в той или иной мере совершенства, необходимое для отправления социально обусловленных функций жизнедеятельности.
Примечательно, что программа культурной революции, выдвинутая в первые годы Советской власти, включала в себя, наряду с повышением уровня грамотности трудящихся, их сознательности и образованности, также и формирование внешнего облика человека, его манеру держаться.
В связи с поставленной задачей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, советский ученый в области научной организации труда А.К.Гастев, в частности, считал необходимым говорить о "двигательной культуре" как составной части культуры человека. Социализм, утверждал он, "создает нового человека с новой двигательной культурой".* По его мнению, "все это должно цениться так же, как высшее интеллектуальное воспитание нашего мозга".^ И именно ему принадлежат первые отечественные методики по формированию двигательных навыков, сочетающих в себе красоту и рациональность. Им же дано обоснование инструментально-технологических функций осанки в организации трудового процесса. "Установка тела и установка нервов, - отмечал А.К.Гастев, - определяет движение, определяет трудовую сноровку. Сначала движение (работа) идет трудно, а как только вырабатывается у - стано - в - ка, движение вдет уверенно, точно, быстро". Отсвда выдвигалось правило, формулируемое в виде лозунга: "Устанавливай прочно ноги, уста-
О
навливай ловко руки. Четко и экономно строй трудовые движения".
1 Гастев А.К. Как надо работать (практическое введение в науку организации труда). - М.: Экономика, 1966, с. 95.
О
Там же, с. 96.
^ Там же, с. 152.
- 22 -
Третий аспект - эстетический, В эстетическом аспекте понятие осанки неразрывно связывается с представлением о красоте человеческого тела, рассматриваемого в единстве двух его состояний - статики и динамики. В первом случае осанка выступает как отражение строения человеческого тела и характеризует гармоничность его пропорций, их внутреннюю согласованность (рис. I, 2). Во втором она воплощает в себе природу его пластической жизни и носит профессионально-динамический характер (рис. 3). Правильная осанка неизменно придаёт человеку грацию и легкость и доставляет воспринимающему её подлинное эстетическое наславдение. Не случайно история человеческой культуры, наряду с поиском способов преобразования по законам красоты внешней среды жизнедеятельности человека, обогащения его внутреннего духовного мира, включает также в себя в качестве необходимого компонента совершенствование физической природы человека, эстетизацию его внешнего облика. Еще в Древней Греции скульпторы и художники стремились в своих творениях отразить красоту человеческого тела в полной гармонии его пропорций и физической силы, раскрывая в сложных ракурсах и поворотах выразительные оттенки движений и осанки человеческой фигуры. Древнегреческие скульптуры поражают нас и сейчас не только идеальными пропорциями, но и горделивой осанкой гармонично развитого человека.
Специальная хореографическая подготовка и артистическая деятельность балетного актера и состоит в том, чтобы сначала развить и овладеть, а затем совершенствовать двигательные навыки таким образом, чтобы самые сложные движения рисунка танца исполнялись бы рационально и щ)асиво. Всё это налагает существенный отпечаток на осанку, формируя сугубо профессиональную "балетную" осанку, в основе которой и лежит воспитание гар-