Ви є тут

Таджикская фортепианная музыка и вопросы её интерпретации

Автор: 
Попандопуло Татьяна Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
194
Артикул:
133152
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ........................................ 3
2. Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАДЖИКСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ
(ЛУШКИ (30-40-е годы) II
а) Исторический очерк ...................
б) Таджикская народная и народно-профессиональная музыка устной традиции..................
в) Таджикская фортепианная музыка с 1931
по 1945 год .................................
3.Глава П. ТАДЖИКСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ПОСЛЕ-
ВОЕННОГО ПЕРИОДА (1945-1960 гг.) 54
а) Творчество М.Муравина, С.Баласаняна,
А.Ленского и других .........................
б) Произведения для фортепиано первых таджикских авторов - З.шахиди, А.Хамдамова,
Ш. Сайфигдшфцаг и ^других............:.......
в) Первые тадншййняй фортепианные концерты (Концерт Я.Сабзанова, Концерт М.Атоева)
г) Вопросы интерпретации .......................
4. Глава Ш. ТАДЖИКСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ТАДЖИК-
СКИХ КОМПОЗИТОРОВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
(1960-1983 гг.) 98
а) Фортепианная музыка композиторов 70-х годов (Ф.Бахора, А.Солиева, Т.Шахиди, Ю.Мамедова, Д.Дустмухаммедова и др....................
б) Крупная форма в таджикской фортепианной
музыке ................................
в) Вопросы интерпретации ................
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................... 160
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Нотные примеры................................. 165
П. Нотография произведен™ для фортепиано таджикских авторов ................................. 172
Ш Каталог магнитных записей Гостелерадио Тадк.ССР 177
1У Краткие сведения об авторах таджикских фортепи- -
анных произведен™. 176
7. СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 179
В профессиональном музыкальном искусстве Советсюго Таджикистана фортепианной музыке принадлежит видное место. Самая молодая область творчества, явление совершенно новое для одноголосной музыкальной культуры устной традиции - она продолжает свое формирование и в наши дни. Ка протяжении всего своего развития, начиная с середины 30-х годов, фортепианная музыка постоянно привлекает внимание таджикских композиторов своими богатыми возможностями, разнообразием жанров и форм. Стремительность развития, освоения достижений европейских фортепианных традиций, современного музыкального языка, ритм новой эпохи - характерные признаки, делающие фортепианное творчество отчасти синонимом музыкальной "современности”. Его история - это история освоения и развития многоголосия в республике, создания профессиональней композиторской школы и кадров пианистов-исполнителей, организации музыкального образования. Фортепианная музыка длительное время развивалась как вспомогательная область профессионально-композиторского творчества, оставаясь в тени успехов музыкально-сценических, симфонических, вокальных произведении. Сочинения же последних лет свидетельствуют о пробудившемся интересе как со стороны композиторов, так и исполнителей, к новому виду национального музыкального искусства к наступлении нового этапа в развитии последнего.
Почти все композиторы Таджикистана обращались и обращаются к созданию музыки для фортепиано, по-своему раскрывая свое отно-
У
шение к национальным традициям. За пятьдесят лет своего существования таджикская фортепианная музыка прошла трудный путь в атмосфере отрицания и недоброжелательства, неверия в самою возможность ее существования в условиях монодийной музыкальной культу-
18
либо струнном инструменте, либо ритмическим сопровождением дойры, исполняющей какой-то определенный остинатный ритм - у с у л ь.
В народно-классической музыке Востока заключены как общность музыкальных культур, так и национальное своеобразие каждой из них. Грандиозные вокально-инструментальные циклы, именуемые по-разному: макам (Иран, Турция), мугам (Азербайджан), para (Индия), маком (Таджикистан, Узбекистан), мукам (Казахстан), имеют общие признаки, родственное начало. На Востоке "бытует мощный пласт традиционной профессиональной музыки высочайшего художественного достоинства, музыки, горячо любимой народами и продолжающей служить живым источником вдохновения для композиторов" /§3,0.4-57.
В странах Среднего Востока народная классическая музыка достигла высшего расцвета в ХУШ-Х1Х веках. В Средней Азии центрами этого вида искусства (нт Бухара и Самарканд, а носителями его -цеховые музыканты-профессионалы. Вершина музыкальной классики таджиков и узбеков - "Шашмаком" - представляет собой цикл из шести макомов1. Макомы-циклы создавались по строгим канонам: каждый из них состоит из двух основных разделов - инструментального (мушки-лот) и вокального (наср). В свою очередь каждая часть названных разделов, подобно сюите, состоит из законненных произведений, имеющих название-термин. В этих произведениях тематическое "зерно" (хона) и рефрен (бозгуй) играют важную роль в формообразовании, как и определенные лады, ритмы (усули). Макомы исполняются в осч-новном в сопровождении танбура и дойры, а также ансамбля народных инструментов, которые "аккомпанируя" в унисон, воспроизводят ме-
I Маком определяет прежде всего ладовую основу музыки, ее основной тон. Шашмаком - сформировавшаяся система из шести ладов (макомов): Бузрук,Рост,Наво, Дуго^.Сего^.Ирод. Исполнение каждого из них длится несколько часов. Новые данные свидетельствуют о существовании 12 макомов, частью которых является Шашмаком.
19
лодию вокела. В вокальных разделах используется поэзия поэтов-классиков - Хафиза, Рудаки, Днами, Хилоли и других.Исполнитель-свое искуаство макомистов также традиционно в плане особых тонкостей исполнения и импровизации, которая касается прежде всего орнаментики и динамических нюансов.
Основные выразительные черты, характерные для всего искусства макомата, обобщены турецким композитором, фольклористом А.Сай-гуном в выступлении на конференции в Каире (1969):
"... пристрастие к чисто линейному искусству, в котором богатство красок достигается за счет ладовой палитры, благодаря чрезвычайно рафинированному чутью к малейшим колебаниям звука и разнообразию ритмических формул; инстинктивное подчинение существующему порядку, который считается незыблемым; (...) тщательная забота о мельчайших деталях; боязнь "необычного"" /151, с.3307.
Искусство макомата совершенно иная (в европейском понимании ) сфера музыкального мышления. Масштабы, как целого цикла, так и отдельных частей внутри него, композиционная структура, поэтика, богатство образного содержания, исполнительские традиции и форма музицирования стали в первую очередь объектом пристального внимания композиторов современности.
Богатством и разнообразием отличается метро-ритмика таджикской музыки. Наряду с обычными двух- и трехдольными размерами сложные - обычное явление. Часты размеры 3/8, 6/8, 7/8, 2/4, 5/4, 7/4, 9/8 (3/8 + 3/4); типична также переменность. Вот некоторые распространенные ритмоформулы? Х7"3 / ^ ' % _ГТ7 ^ ■
чк лп л л:л .1 т; лт лт . -