Вы здесь

Построение категориальной модели в контент-анализе

Автор: 
Шаляпина Светлана Кимовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
1998
Артикул:
266036
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Диссертация выполнена в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.
Научный руководитель: И. Г. Петров, кандидат философских наук, доцент.
Научный консультант: 3. А. Кучкаров, кандидат технических наук, старший научный
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
сотрудник.
В. Н. Шаленко, кандидат социологических наук;
Ю. Н. Толстова, доктор социологических наук Кафедра социологии и социальной политики Российской Академии Государственной службы
Защита диссертации состоится_______________________ 1998г. в_____час. на заседании
диссертационного совета Д053.05.67 по социологическим наукам в Московском Государственном Университете имени М. В. Ломоносова по адресу 119899 г.Москва, Воробьевы горы, МГУ, 3-й учебный корпус, Социологический факультет, аудитория .
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го гуманитарного корпуса Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова.
Автореферат разослан “18“ноября 1997г.
Ученый секретарь диссертационного совета
В. П. Трошкина
з
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................4
Глава I. Разработка методики построения категориальной модели предмета исследования в процедуре контент-анализа...........................................17
§ 1. Методика построения категориальной модели предмета исследования в процедуре контент-анализа ........................................................ 17
§ 2. Критерии истинности категориальной модели предмета исследования и валидности методики ее построения....................................................... 36
Глава II. Категориальная модель "Структура оценочного мнения субъекта".............44
§ 1. Построение категориальной модели структуры оценочного мнения субъекта.......44
§ 2. Тнп исследовательских задач, при решении которых целесообразно использовать категориальную модель структуры оценочного мнения субъекта.....................82
Заключение.........................................................................86
Литература.........................................................................92
9
особенность техники состоит в том, что соответствующие приемы жестко стандартизованы, могут быть применены к различным по содержанию объектам изучения. Если принять за основу подход В. А. Ядова к определению понятия "техника", то представленное выше (традиционное для отечественной литературы) описание "операции" построения категориальной модели имеет предельно неформализованную форму, и вряд ли соответствует статусу "описания операции" социологического метода (поскольку отсутствует описание собственно техники выполнения этой операции).
Аналогичные проблемы существуют и в «смежной» области - методологии исследования общественного мнения. В работах В. А. Ядова, М. К. Горшакова, Ф. Э. Шереги [26] дается следующее описание «операции построения концептуальной модели социологического исследования».
Этап разработки программы включает следующие виды работ: разработку теоретической концепции исследования; разработку методического раздела программы; разработку организационного раздела программы. Разработка теоретической концепции исследования включает: анализ проблемной ситуации; формулировку проблемы исследования; определение объекта и предмета исследования, определение целей и задач; логический анализ основных понятий; формулировку гипотез; интерпретацию и операционализацию понятий.
Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление ряда таких методологических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии сбора первичной информации единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования. Логический анализ этих понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе уяснение соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии. Семантическая форма вычленения составных элемен-
10
тов исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи, логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.
В результате логического анализа основных понятий возникает гипотетическая модель объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Учитывая, что при построении указанной модели используются социологические понятия, а также то, что сама она имеет определенную категориально логическую структуру, данную модель называют также концептуальной.
Таким образом, ситуация в области определения операции построения концептуальной модели исследования аналогична - представление об этой операции имеет скорее «описательный» и «оценочный», нежели операциональный характер.
Разработанная в рамках настоящей диссертации операция построения категориальной модели предмета исследования, помимо обшей структуризации деятельности социолога в рамках применения метода контент-анализа, имеет еще один аспект, связанный с формированием концептуального подхода к структуре социологического знания. Работа в этом направлении имеет богатую предысторию.
Как известно, за последние 30-40 лет в методологи науки осознана необходимость подхода к значению, функциям и структуре научных теорий в контексте развития. В зарубежной методологической литератур этот подход в наибольшей степени характерен для "структуралистской” концепции строения и развития теории. Он сформулирован и обоснован в работах П. Суппеса, Э. Адамса, Дж. Снида, В. Штегмюлллера [106], В. Бальцера и других логиков и методологов науки примерно с конца 60-х годов нашего века как подход, в известной мерс альтернативный так называемой "стандартной" концепции Р. Карнапа [28, 29], А. Тарского [80], К. Гемпеля [102], Г. Рейхенбаха, Э. Нагеля и других.