Вы здесь

История развития оборонительного зодчества Азербайджана : С древнейших времен до XIX в.

Автор: 
Керимов Вилаят Идаят оглы
Тип работы: 
Докторская
Год: 
1992
Артикул:
1000202168
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Сиг
ВВЕДЕНИЕ ................................................. 3- 21
ГЛАВА I Исторические предпосылки и этапы развития
оборонительного зодчества Азербайджана*... 22- 93
ГЛАВА П Условия развития архитектуры оборонительных сооружений............................................. 94-127
ГЛАВА Ш Планировка оборонительных сооружений 128-137
ГЛАВА ТУ Конструкция оборонительных сооружений 158-194
ГЛАВА У Функциональное назначение оборонительных
сооружений...................................................................... 195 -276
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................... 277-284
СПИСОК ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУШИй АЖРБАЩАНА.................. 285-289
СПИСОК ТАБЛИЦ ............................................ 290-294
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................. 295-314
ИЛЛЮСТРАЦИИ .............................................. 315-373
§
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Стремительно растет интерес азербайджанского народа к прошлому своей Родины# Взоры миллионов людей устремляются сегодня к памятникам древней архитектуры, любуются в музеях великолепными творениями старинных мастеров изобразительного и прикладного искусства, увлекаются древними литературными памятниками.
Такой интерес к прошлому в нашей стране вполне; понятен и естествен. Достигнув высоких ступеней на пути социального, научно-технического и культурного прогресса, человек хочет глубже осмыслить значение всего происходящего ныне в нашей стране - отыскать его корни, понять, с чего и как всё начиналось, узнать, как жили и трудились наши предки, о чем они думали, к чему стремились, как творили прекрасное. Знание истории своего народа, своей страны помогает лучше познать и самого себя, смысл и цели собственного бытия.
Проблема сохранения культурного наследия Азербайджана все более осознается как одна из важных проблем, стоящих перед обществом. В наши дни история, "подталкиваемая" великими социальными преобразованиями и поразительными научно-техническими открытиями, движется намного быстрее, чем раньше. В середине XX века во всех странах люди начали ощущать реальную угрозу обрыва той нити культурной преемственности, которая осязаемо связывает нас с прошлым. Памятники материальной культуры, внимание к которым заметно менялось на протяжении последних столетий снова еышли на передний план современной культуры, и, будем надеяться, надолго. Развитие исторической науки показало их исключительное значение как источник информации о прошлом. Благодаря им искусствознание имеет возможность с высокой степенью достоверности воссоздать духовную, худо-
- 36 -
рии Азербайджана были Бастам или как её еще называют Русаи Уру и Тур, Ферахрам, Даналу и др. /155,с.25-31; 125,с.19; 302,сЛ76-Г79; 306,с.16-24 /. (таблица 14)*
Руническая надпись, которая была обнаружена недалеко от Маку в долине реки Акчай, говорит о том, что царь Руса I (ок.685-645 гг. до н.э.) создал новые опорные, пункты и среди них- самую большую урартскую крепость на востоке страны по имени Русаи (Бастам) /156, с.25-31 /. Быть может эта крепость была даже временной резиденцией царей, который по своему размеру и внутреннему архитектурному делению, текстами и надписях, керамиков, представляет собой особую резиденцию - крепость губернатора, управляющего восточными землями империи либо государством.
Следует отметить, что крепость Бастам также как и другие укрепленные пункты на территории Азербайджана в области Аракса и его притоков была многоэтажной и компактной, состоящая в основной, из > очень маленьких комнат (таблица 14).
Представить внешний вид таких крепостей помогает изображенная их на ассирийских рельефах (таблица 13). Сцена взятия манейской крепости ассирийцами изображенная на рельефе времен Саргона П из Хорасабада / 125,с.52 /♦ Саргон П дает подробное описание захвата крупной маннейской крепости Ушкайн / 125,с.53 /. "Натиском моего сильного оружия я поднялся в эту крепость, разграбил' обильное её имущество и заставил перенести его в мой лагерь. Её крепкую стену, чей фундамент был утвержден на скале и имел восемь локтей в толщину, от зубцов её начав, пока не достиг её высокого основания, зараз я § снес' и сравнял с землей. Дома внутри неё я предал огню и их длинные балки обратил в пламя" / 125,с.53 /♦
Частые дожди и ливни, а также долго продолжающая зима требовали массивных сооружений, а положение крепостных построек на возвышенностях и холмах делало возможным их расширение только за счет
- 37 -
увеличения этажей.
Для большей недоступности' особо важные крепости окружали рвами, а вокруг насыпались прочные валы. Такими крепостями, как сообщает Саргон П, были Тарун и Тармакиса / 125,с.53 /•
Сведения клинописных источников о существовании в приурмий-ском районе крупных, значительно укрепленных крепостей, подтверждают и археологические работы, проведенные; в Хасанлу (таб.14).
Древняя крепость-город Хасанлу напоминает урартские, раскопанные в Кармир-блуре, и крепость на Ванской скале / 125,с.54 Д Ураргийцы не только грабят территорию Манны, но и пытаются укрепиться в этих землях, присоединить последние к территории Урарту / 25,с.179-180 /. При Менуа и его сыне Аргишти I на территории Манны строятся крепости / 191,с.63 /.
Крепость Хасанлу разрушалась несколько раз и вновь восстанавливалась примерно по тому же самому плану. Последнее разрушение крепости- было, видимо, внезапным и довольно; основательным.
Наличие на территории Манны (Южный Азербайджан) такого города как раскопанный на холме Хасанлу, имеет; большое значение для определения экономического и политического уровня развития общества. Предметы материальной культуры свидетельствуют о глубокой классовой дифференциации, а также о высоком уровне производительности; труда и развитых производственных отношениях.
Существование городов-крепостей, высокий уровень ремесленного производства, сопротивление Ассирии, позволяет говорить о том, что Маннейское царство было государством (таблица 13).
Совместное выступление областей их длительное сопротивление говорит о том, что в I тысячелетии до нашей эры объединения земель в приурмийских областях были уже довольно СТОЙКИМИ: и способными** самостоятельному Еоенно-политическому существованию /125,с.50-57/.