Вы здесь

Рынок образовательных услуг : Социальный анализ состояния и перспектив развития

Автор: 
Чумак Вадим Геннадьевич
Тип работы: 
Докторская
Год: 
1999
Артикул:
1000250895
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Чумак, Вадим Геннадьевич
Рынок образовательных услуг (Социальный анализ состояния и перспектив развития) [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04
М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской
Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гбі . ги/сіізз/02/0290/020290029 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Чумак, Вадим Геннадьевич
Рынок образовательных услуг (Социальный анализ состояния и перспектив развития)
Москва 1999
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
71-160023 (2274x3426x2 М)
23
настоящее время, по нашему мнению, представляется идея Гессена о социальном характере научно преподавательской деятельности. Социальный характер вуза ученый усматривал в превращении университета в самостоятельную научную корпорацию, вступающую в договорные и правовые отношения с другими социальными подразделениями, "представляющими иные реальные интересы культуры".1
Социологические взгляды зарубежных и отечественных ученых на высшее образование заложили основы создания социологии образования как самостоятельной дисциплины. Огромная роль в этом принадлежит французскому социологу Э. Дюркгейму. Он уделял значительное внимание не только сущности системы образования и воспитания, но и методологии ее социологического изучения. Его социология образования и воспитания базировалась на органической взаимосвязи последних с общественным разделением труда. Он считал, что проникнуть в сущность образования можно только через изучение потребностей общества.
Целью образования и воспитания Э. Дюркгейм считал осознание индивидом социальных ценностей и норм, обучение его свободному и разумному, и в этом смысле индивидуальному, автономному действию в рамках социально допустимого и желательного. Науку о воспитании Э.Дюркгейм рассматривал как систему, включающую типы школ, школьные программы, методы, традиции, привычки, тенденции, идеи, идеалы учителей. Только изучая эти компоненты, социология стремится и может установить, почему они именно таковы, каким общественным условиям соответствуют и каковы способы их изменения. Он был убежден в том, что для общества необходима педагогика, направленная на поиски эффективного решения задач, возникающих в процессе воспитания в тех границах, в которых социальные действия человека могут быть успешными. Действия педагогов должны быть ограничены, детерминированы социальными условиями, в которых они совершаются. Утверждая необходимость и правомерность социологического анализа всей системы воспитания и обучения, ученый писал: "Любое изменение в организации общества влечет за собой такое же по значению изменение в понятии человека о самом себе. Воспитание... есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования»2.
1 См.: Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -Берлин: Слово, 1923.
1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995 - С.245,253,254.
71-160024 (2275x3427x2 М)
24
Однако задолго до Дюркгейма российские ученые-просветители вкладывали в образование высокий духовно-нравственной и социальный смысл.1
Среди отечественных социологов, шедших не только в русле социологической концепции Дюркгейма, но и существенно её обогативших и конкретизировавших применительно к России, можно назвать П. Сорокина. "И в интересах общечеловеческой культуры, и в интересах общего благоденствия наше время требует изобретения новых методов воспитания и обучения, методов бесконечно более интенсивных, чем современные экстенсивные способы достижения этих задач. Выполнение этой цели составляет ближайшую очередную практическую задачу социальной науки"2. Задачу интенсивного культивирования интеллекта он сводил к ускоренному усвоению знаний и развитию мыслительной логики ("логизма"). Такое искусственное ускорение вполне возможно. "...Теоретически здесь нет препятствий", -считал Г1. Сорокин.
Образование - это процесс подготовки специалистов, совершенствования и обогащения знаний, умений, интеллекта, характера и т. д. обучаемых, особенно посредством обучения в учебных заведениях. Помимо определения образования как процесса, возможно определение образования и как запаса - запаса знаний, умений и навыков индивидуума, полученных им в процессе обучения, и подтверждаемого наличием соответствующих документов. В таком значении термин "образование" имеет много общего с понятием "человеческий капитал", которое, однако, является более широким и включает, кроме образования, еще и знания, умения и навыки, полученные из практики или путем самообразования, врожденные способности человека, его здоровье (как физическое, так и психическое), т.е. весь тот внутренний потенциал, который индивидуум может использовать для извлечения выгоды.
"Образование" как процесс определяется также в Законе Российской Федерации (1992 г.) "Об образовании", согласно которому, «Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства,
1 См.: Ломоносов М.В. Для пользы отечества. - М., 1990; Он же. О сохранении и размножении российского народа. - М., 1871; Менделеев Д.И. Заветные мысли: Полное издание. - М., 1995; Погодин М.П. Историко-критические отрывки. Кн. 1-2. - М., 1846-67; Сперанский М.М. План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов). - М., 1905; Уваров С.С. О преподавании истории относительно к народному просвещению. - СПб., 1813; Он же. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843. - СПб., 1864; Чернышевский Н.Г. Очерки из политической экономии // Поли. собр. соч. В 9 т. Т. 9. - М., 1949.
2 Сорокин П.А. Проблемы новой социальной педагогики // Сорокин П.А. Общедоступные проблемы социологии. - М., 1994. - С.250,251.