Оглавление
'З
Введение.........................................................
Глава I. Социализация личности как социологическая проблема.
§1. Характерист ика исходных категорий исследования........15^
§2. Концептуальные подходы к рассмотрению социализации
личности.................................................54
Глава II. Социализация личности как система.
§1. Характеристика элементов системы........................ВО
' §2. Социальные связи и уровни социализации личности.......108
§3. Роль агентов социализации личности и пути ее
оптимизации.............................................126
Глава III. Социализация личности как процесс.
§!. Содержание, тенденции и противоречия процесса
социализации личности...................................152
§2. Основные факторы и этапы социализации личности.........203
§3. Результаты и показатели социализации личности..........249
Заключение.....................................................278
Список использованной литературы...............................284
Приложение I. Отношение населения к экономическим, социально-политическим и культурным проблемам современного общества, его ценностная ориентация.(Сводные таблицы. Регион
Поволжье.).............................................. 299
Приложение II. Отношение различных социально- демографических групп к основным проблемам современного общества, их ценностные ориентации. (Таблицы двойных связей.
Республика Татарстан.)....................................322
Приложение III. Анкета........................................348
3
Введение
Актуальность темы исследования. Отечественная социальная система находится на сложном, противоречивом этапе развития. Реформирование и совершенствование всех сторон жизни общества во многом зависит от человеческого фактора, непосредственного участия личности в процессах трансформации. Оно обусловлено тем, каковы на сегодня взаимоотношения личности и общества, характер их взаимодействия, изменения личности, насколько они адекватны и отвечают одновременно стабильности и динамизму общественных отношений.
Современное российское общество в условиях всесторонней структурной ломки, изменения содержания социальных институтов и общностей, характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на личность. Меняется положение личности в обществе, происходит кардинальная смена ее ценностных приоритетов и ориентиров. Это актуализирует изучение проблемы социализации личности, включающую выявление комплекса ценностей и ролей, воспринимаемых людьми в современных условиях, наиболее распространенных путей воздействия на личность, роли отдельных общественных институтов в этом процессе.
Социализация происходит в реальных условиях конкретной социальной системы. Ее специфика зависит от региона, где происходит особое сочетание сфер жизни, традиций общественного развития. Этим объясняется особая актуальность изучения практических аспектов социализации личности как социальной диагностики ее состояния, особенностей у представителей различных этно - демографических, социально - профессиональных и территориально - поселенческих групп. Целью является компенсация противоречий и оптимизация деятельности институциональных и неинституциональных образований по выработке определенных ценностных ориентаций, норм, образцов поведения.
Состояние научной разработанности проблемы. В научной литературе взаимоотношения личности и общества рассматриваются с социологических, философских, психолого - педагогических позиций.
35
Маркс и Ф. Энгельс1 не связывали понятие личности с положительными или отрицательными качествами. Они говорили о ней как об индивидуальности, воплощающей в своей деятельности общественные отношения.
Не разделяя точку зрения, что только набор положительных качеств делает человека личностью, можно сказать, что ею является каждый человек, ибо в нем всегда в индивидуальной форме преломляются социальные черты. Вместе с тем личность на ранних стадиях жизни человека находится на уровне формирования, так как тогда ее социальность только зарождается.
В рамках второго, социологического подхода к пониманию категории личность, она рассматривается как фокус, в котором преломляются социальные условия. Так, Г.М. Гак2 под личностью понимает не человека вообще, а конкретно данного человека в единстве его типических и индивидуальных черт.
A.B. Дроздов3 в своем определении подчеркивает, что личность выступает прежде всего как противоречивое единство общего и отдельного. В.Г. Афанасьев4 конкретного человека понимает как личность, обладающую определенными социальными чертами, присущими всем людям без исключения. Вместе с тем, человек обладает чертами общими для членов социального коллектива, группы, общности. Его характеризуют также черты человеческой индивидуальности. Значение социальных качеств в социологическом определении личности подчеркивали В.И. Марков и Р.И. Косолапое5, говоря о личности как суммарном выражении социальных качеств индивида.
*
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 4. - С. 133
2 См.: Гак Г.М. Диалектика коллективности и индивидуальности // Коллектив и личность. - М.: Мысль. ,1968. - С. 38, 58
3 См.: Дроздов A.B. О понятиях "общество" и "личность" и их методологическом значении // Методологические вопросы общественных наук. - Л., 1968. - С.39
4 См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. Указ. соч. - С. 30 -40
5 См.: Косолапов Р.И., Марков В.И. Свобода и ответственность. -М., 1969. -С. 99
36
По мнению В.А. Ядова1, человек - понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. То есть, личность и человека отличают социальные качества. Е.А. Ануфриев2 определяет личность через диалектику единичного и общего, как особенное, взятое в социальном аспекте. Он поясняет, что если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с индивидуальными качествами - признаками, то это будет особенное - личность.
Таким образом, личность- это человек с наличием социальных качеств. Вместе с тем социальные характеристики личности индивидуализированы. Поэтому, личность - уровень особенного, где представлено в определенной соотнесенности индивидуальное и общее. Важен вопрос, каждый ли человек - личность, ибо личность невозможна вне человека. Вне формально- логического подхода - ответ утвердителен. Личность -каждый человек, как носитель индивидуальных и общих признаков.
В социологии личность предстает в социальном формировании, становлении и развитии в биосоциальной, социальной и экосоциальной среде. Она изучается, прежде всего, в системе социальных связей, которая формируется на различных уровнях (макро- и микро). Причем, личность выступает и как субъект общественной жизни и общественной системы, и как член определенной социальной общности.
Существуют отличия между личностью и индивидуальностью. Их разграничение удачно рассматривается А.Н. Леонтьевым3. Понятие индивидуальность, по его мнению, выражает целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие на ранних этапах и продолжающие формирование на протяжении всей жизни человека. Личность - это
1 См.: Ядов. В.А. Личность как предмет изучения. Указ. соч. - С. 75
2 См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Указ. соч. - С. 97- 99
} См.: Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.- С. 174
- Киев+380960830922