Оглавление
Стр.
Введение.............................................................3
Глава 1 .Теоретико-методологические проблемы социализации курсантов.
1.1 Курсанты как специфическая группа молодежи......................14
1.2 Содержание и характерные черты социализации курсантов..........50
Глава 2. Механизм социализации курсантов в современных условиях.
2.1 Ценностные ориентации курсантов.................................93
2.2 Агенты социализации............................................135
Заключение.........................................................153
Список использованной литературы ..................................163
* • . *
Приложение 1. Ценностные ориентации современных курсантов
(анкета)..........................................................176
Приложение 2. Оценка умений курсантов военно-учебных заведений в условиях естественной социализации (анкета опроса)...............189
Введение.
Современное российское общество переживает период глубоких и равносторонних реформ во всех сферах жизни. Выдвинутая стратегическая задача перехода к правовому государству и гражданскому обществу осложняется социальной нестабильностью, падением авторитета ветвей власти, обнищанием значительной части населения страны, потерявшего в ходе реформ веру в идеалы, саму демократию. Известно, что изменить общество невозможно, не изменив взгляды людей, которые должны обладать современным стилем мышления и деятельности, высоким чувством патриотизма, высокой степенью культуры.
В этой связи среди множества проблем, с которыми приходится сталкиваться армии, одно из важнейших мест занимают социальные и духовно-нравственные вопросы. Это связано еще и с тем, что в обществе и армии идет деформация десятилетиями складывавшейся системы ценностей. В частности, снизился престиж воинской службы, армии как особого государственного института власти, происходит эрозия таких извечных ценностей , как Отечество, государственность, патриотизм, честь и гражданское достоинство, верность Конституции и военной присяге. Личностные и общественные издержки от всего этого порой редко осознаются и рассматриваются в качестве социальных причин негативных явлений в армейской среде. Проблема не только в несостоявшемся гражданине, нередко под угрозу ставится формирование личности. Кроме того, формирование самого правового государства невозможно без высокой культуры граждан, их активного и заинтересованного участия в общественной и политической жизни. Механизмом формирования общественно-политического сознания и культуры выступает социализация. Понимание ее сути, знание методов и форм является непременным условием решения социально-политических задач.
Обращение к проблемам социализации сегодня особо важно с точки зрения формирования новой личности, способной не просто выжить в слож-
18
20% самых богатых россиян представляют 44,4% совокупных денежных доходов, 20% самых бедных - 64% \ В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей и банкиров, мелких торговцев и «челноков», «новых русских» и «новых бедных». Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношением к той или иной форме собственности — государственной, совместной, кооперативной, акционерной. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах. Социологи обращают внимание на процесс маргинализации российского общества и, прежде всего, растущий слой маргиналов, превращающихся в люмпенизированный слой (нищие, бродяги, бомжи). Ряды низшего класса активно пополняются из слоев интеллигенции и служащих. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей2.
Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ, проводимый ведущими социологами Института молодежи, показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показате-
1 Статистическое обозрение. Ежекв. ж., Госкомстата России. 1997. № 1. С. 68,72.
2 Куценко В.А. Молодое поколение. Образование. Выбор профессии, карьера. М., 1993. С. 14-15.
19
лям1. Внутренняя дифференциация молодежи обусловливается не только социальными параметрами. Исследователи, кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурной. В целом, границы понятия молодежь несколько размыты и подвижны, хотя для российской действительности они заключаются в пределах 15-30 лет. Целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи ученые разграничивают на определенные временные этапы. Условно: подростки - до 18 лет, молодежь - 18-24 года, «молодые взрослые» - 25 - 30 лег. Можно заметить тесную взаимосвязь между возрастом и социальными возможностями человека.
В последние годы в связи с изменением общенаучною подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества2. На наш взгляд, отделять молодежь от общества никак нельзя, и в этом мы соглашаемся с авторами монографии «Молодежь России: социальное развитие», в которой комплексно анализируются социальные характеристики молодежи: ее социальный состав, особенности социального положения, специфические формы социальной деятельности. Анализируя соотношение молодежь и общество, авторы связывают социологическое определение понятия молодежь с тем специфическим положением, которое она за-
1 Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России / «Социол. исследования».
1998, .№5. С. 91.
2 Шеллерт В.В. Молодежь: концептуализация понятия ВКН. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995.
- Киев+380960830922