Вы здесь

Архитектура Самары в 1920 - 1930-е годы

Автор: 
Стадников Виталий Эдуардович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2000
Артикул:
1000313591
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................4
ГЛАВА I Архитектурное к гранюроите.и.ное ряшише
индуо риально ранимых регионов российской нронинкии и 1920-30-е гг...........................................II
1.1 Общие тенденции развития советской архитектуры..........12
1.2. I радостроител ьные идеи развития российских городов 17
1.3. Новая архитектурная типология..........................24
ВЫВОДЫ.............................................................30
ГЛАВА 2 Предпосылки ра пинии рационалистических тенденции в
градостроительстве и архитектуре Самары 1920-30-х и ...33
2.1. Градостроительное развитие Самары конца XIX - начала XX века........................................................33
2.2 Рационалистические особенности архитектуры Самары конца XIX -начала XX века........................................39
2.2.1 Архитектурная типология.........................42
2.2.2 Типизация и рационализация в архитектуре .. .. 44
2.3. Формирование культуры художественного авангарда в Самаре.....................................................46
2.3.1. Движение самарского Пролеткульта...............46
2.3.2. Самарский ВХУТЕМАС и творчество его лидеров .....................................................53
ВЫВОДЫ.............................................................58
ГЛАВА 3. I радостроитсльное развитие Самары в 1920-1930-х гг.... 60
3.1 Основные условия развития.............................. 60
3.2. Генеральные планы Самары 1920-30-х гг..................63
3 2 1 11пан развития «Большая Самара» 1928!............63
3 2.2. План развития «Большой Куйбышев» 1937г..........66
3.2.3. Корректировки генплана «Большой Куйбышев» и
развитие градостроительной инфраструктуры Самары
.................................................75
3.3. Формирование нового промышленного города
Чалаевска...............................................84
ВЫВОДЫ...........................................................88
ГЛАВА 4. Особенности архитектуры Самары 1920-30-х годов 90
4.1. Градостронтельные решения жилых районов.............90
4.2. Архитектура общественных зданий первых пятилеток 101
4.3. Изменение творческой направленности самарской
архи тектуры в 1930-х гг..............................110
4.4 Самарская школа конструктивизма и влияние столичной
архитектуры на ее формирование.118
ВЫВОДЫ...........................................................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................127
ЛИТЕРАТУРА......................................................132
17
Второе дыхание получил конструктивизм с появлением сильной индивидуальности И.И. Леонидова, ученика А.Л. Веснина Лаконичные, ясные формы его проектов возводили в абсолют чистоту и аскетичность конструктивистской эстетики. Его архитектура для человека будущего - сверхоганизованного героя социалистической реальности.
Несмотря на существовавшую идейную оппозицию академиков И В. Жолтовского, И.А. Фомина, В.А. Щуко, левые архитектурные силы были разобщены. Среди архитектурных группировок авангарда шли ожесточенные дискуссии. Между ОСА и АСНОВА было обоюдное неприятие. Рационалисты обвиняли конструктивистов в подражании западной архитектуре, по определению чуждой советскому человеку. Последние, в свою очередь, говорили о вредном формализме и асониальности АСНОВА.
Воспользовавшись ситуацией активисты ВОПРА, Всероссийского общества пролетарских архитекторов, так называемый "партийно-комсомольский и пролетарский молодняк" [2.85 ] К С. Алабян, А. Михайлов, А.Г. Мордвинов. В. Симбирцев, А В. Власов, развернули демагогическую кампанию против всей архитектуры советского авангарда, изобличая сС в буржуазности. При этом своей творческой позиции ими так и не было сформулировано.
1.2. Градостроительные идеи развитии российских городов
Уже в 1919 г. появились разработки планов постройки рабочих жилищ нового типа, разрабатывались идеи «города-сада» или «поселка-сада» для рабочих, составлялись проекты планомерного восстановления разрушенных двумя войнами селений, шел поиск новых путей развития архитектуры.
Главная идея нового направления в градостроительстве теперь
18
формулировалась так. стихийность и случайность — в прошлом, целесообразность и планомерность — в будущем. Все городские составляющие - социальные, культурные, экономические должны были стать единым целым. Отныне генеральный план превратился в важнейший социо-экономический документ, научно обоснованную программу организации городской жизни и стал инструментом общественного созидания.
Первый советский план «Новой Москвы» архитектора А.В. Щусева (1918 - 1922 гг.), где автор тщательно отобразил традиции развития города и предлагал децентрализацию посредством выноса административно-политических институтов из исторического центра, помогал большевикам получить общественное доверие, поскольку он демонстрировал идею культурной преемственности.
Этот пример показал что, градостроительство получило большую идеологическую и политическую значимость. Социал-демократические взгляды и прогрессивные урбанистические идеи лежали в основе плана «Большой Москвы» С.С. Шестакова (1921 -1926 гг.). В нем было предложено комплексное развитие всего московского региона с созданием из поселений губернии городов-спутников. Проект испытывал влияние концепций города-сада Э. Говарда и функционального зонирования А. Пигу. Решающая роль в реализации этого плана принадлежала развитию автомобильного транспорта и дорожной сети для рассредоточения населения с помощью малоэтажной застройки.
Концепции городов-садов, соцрасселения, линейного города, индустриального города были чрезвычайно популярны по всей России. В первые послереволюционные годы были сформулированы основные градостроительные задачи: устранение противоположности между центром и периферией, вынос производства в обособленные промышленные зоны, учет экологических факторов при благо-