ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................. 2
Глава 1. Архитектура и семиотика.
Методика логического анализа......................................12
1.1. Что такое семиотика и каково ее место в архитектурной науке? .... 13
1.2. Роль и место форм абстрактного мышления в описании семиотических структур...............................................21
1.3.Тенденции развития форм абстрактного мышления в мировых культурах. 37 Глава 2. Принципы семиотического анализа языка архитектуры................42
2.1. Принципы семантического измерения архитектуры........................43
2.1.1. Семантическая структура и типология
элементов архитектурного языка..................................44
2.1.2. Особенности структуры символа
и логическая модель десигната.............................. 58
2.1.3. Виды семантических связей.....................................69
2.1.4. Архитектурное высказывание....................................74
2.2. Принципы синтактического измерения архитектуры.......................82
2.3. Определение правил прагматического измерения архитектуры .... 94 Глава 3. Методики семиотического анализа и экспериментальная
апробация семиотической модели языка архитектурных форм . . 105
3.1. Методики семиотического анализа языка архитектурных форм ... 105
3.2. Семиотический анализ языка архитектурных форм здания Государственной Филармонии в г. Екатеринбурге........................110
Заключение.............................................................127
Иллюстрации.......................................‘......................131
Приложения...............................................................140
Таблицы..................................................................157
Библиографический список использованной литературы................. 163
-2-
1Ш ЕДЕНИЕ
Данная работа является продолжением исследования, начатого нами по вопросу о возможности применения некоторых принципов логики и семиотики в отношении архитектуры. Пользуясь научными инструментами этих областей знания, мы собираемся рассмотреть архитектуру как один из естественных языков коммуникации, использующихся человеческим сообществом, и создать семиотическую модель, которую возможно было бы использовать как при анализе существующих сооружений, так и при создании новых.
Актуальность. То, что в архитектурных сооружениях люди издавна кодировали свои знания и представления об устройстве мира, сегодня считается фактом, не требующим доказательств. Ещё Виктор Гюго сравнивал архитектуру с книгой, которую человек читает каждый день, выходя на улицу. Однако данное мнение всегда распространялось главным образом на архитектуру культовую, то есть, всяческие пирамиды, зиккураты, ступы, соборы, кромлехи и тому подобные объекты. Знаковые процессы, связанные с культурой народного жилища интересовали меньшее количество исследователей. Относительно знаковой культуры славянских народов стоит отметить деятельность такого выдающегося ученого как Б. А. Рыбаков.
В современном мире, когда информационные и коммуникативные акценты сместились из области искусства (архитектуры в частности) в область электронных средств, люди стали придавать гораздо меньшее значение красоте формы, а, попросту говоря, стали постепенно утрачивать способность понимать этот язык. Данный процесс мы связываем с понятием этерефикации, введенным историком А. Дж. Тойнби для обозначения процесса постепенного упрощения средств, затрачиваемых для определенной цели. Упрощение понимается здесь не в техническом смысле, а в смысле комфортности для самого человека. Человек, таким образом, постепенно рвет свои связи с естественной природой. В таком контексте архитектура как носитель информации и средство коммуникации обречена на вымирание. Тем большее значение принимает
- 14-
количественный и качественный подход к архитектуре в рамках теории информации Страутманис делает выводы, что: первый «по своей сущности близок самому широкому пониманию архитектуры как сферы созидательной деятельности общества», а второй связан с «теорией кодирования и декодирования информации... Отсюда следует, что такие свойства организованной материи, как строение, структура, тесно связаны с кодом передаваемой и воспринимаемой информации» [42]. Таким образом, обозначенная проблема, в конце концов, сводится к определению типа кодировки, что предопределяет ее рассмотрение в языковом аспекте, то есть в рамках семиотики.
Логические справочники определяют семиотику как науку, изучающую знаковые системы, их функционирование и влияние на реальность. В большинстве случаев речь идет о лингвистических знаковых системах, но семиотика находит объекты для исследования повсюду - в искусстве, в общественных процессах, психологии, точных науках, в архитектуре...
Современная семиотика делится на четыре основных і направления: биосемиотика, этносемиотика, лингвосемиотика и абстрактная семиотика.. \
В рамках биосемиотики исследуются «системы, основанные на знаках естественных... в той или иной степени важных для самого существования организма, то есть биологически существенных ... Оно отправляется от изучения систем сигнализации (коммуникации) животных... то есть опирается на вообще биологию» [41] (Ч. Хоккетт, Н. И. Жинкин).
Другое направление, этносемиотика, является самым обширным, и в него входят три течения. Первое ориентируется на изучение антропологического и этнографического материала, прежде всего (Э. Холл, К. Леви-Стросс); второе - на социальную психологию и на инженерную психологию, то есть на изучение высокоразвитых сообществ (Ж. Маторе, А. Чапанис...); третье течение опирается на историю философии, религии и литературы (Р. Барт, М. Фуко, У. Эко...).
- 15-
Третье направление - лингвосемкотика - «ориентируется на изучение естестве иного языка с его стилистикой и исследует другие знаковые системы постольку, поскольку а) они функционируют одновременно с речью (так называемая паралингвистика - например жесты и мимика, сопровождающие речь); б) компенсируют речь (например, выразительная, стилистическая интонация, типографские шрифты); в) видоизменяют ее функции и ее знаковый характер (например, художественная речь)» |41] (Лотман Ю. М., Ц. Тодоров, К. Бремон).
Четвертое направление изучает лишь наиболее общие свойства и отношения знаковых систем вне зависимости от их материального выражения. Эта семиотика называется абстрактной. В рамках этого направления создается наиболее отвлеченная, логико-математическая теория знаковых систем (Р. Карнап, Д. П. Горский, В. В. Мартынов).
Все указанные направления тесно пересекаются между собой в рамках, гак называемой, общей семиотики, где разрабатываются и апробируются • наиболее общие принципы: Порой даже работы одного и того же автора можно отнести то к одному - то к другому направлению. Единственным критерием при ‘ отборе объектов для исследования в любом из этих направлений является их «знаковость». Под знаковым объектом можно понимать любое явление физического мира, данного нам в ощущениях, за которым в сознании человека закреплена некая информация. Значит, по сути, любой объект реального мира, если его связывают хоть какие-то отношения с человеческим существом, будет знаковым. Любой новый объект, вступивший в контакт с человеческим разумом, невольно обрастает многочисленными связями с множеством других объектов и явлений, уже известных человеку, и таким образом приобретает естественным образом свое значение. Поступая таким образом, человек познает мир.
Если объект выпадает из поля зрения человека, его мыслительного процесса - он постепенно выходит из информационного пространства, вне которого не существует пи знаков, нги значения. Закопанный двадцать тысяч лет
- Київ+380960830922