ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение________________________________________________________________ 4
Глава I. Архшекгурно-пространствепная среда как фактор влияющий на поведепие человека
1.1. Структура современной архитектурной среды .21
1.2. Формы и границы пространств________________________________________25
1.3. Классификация открытых и закрытых пространств влияющих на поведение человека______________________________________________________33
1.4. Качества архитектурной среды, влияющие на образование новых форм
поведения 3 9
Выводы главы I__________________________________________________________44
Глава II. Поведепие как фактор организации среды
2.1. Пространственное поведение в системе форм психической активности человека________________________________________________________________46
2.2. Характерные типы средового поведения человека______________________51
2.3. Групповое поведение и механизмы адаптации к урбанизированной среде___________________________________________________________________56
2.4. Автоматизм поведения и архитектурно-пространственная среда_________61
2.5. Структура и фазы поведенческого процесса в архитектурно-пространственной среде__________________________________________________65
2.6. Требования к организации архитектурной среды исходя из особенностей
поведения 7 О
Выводы главы II_________________________________________________________74
Глава Ш. Взаимосвязь и взаимовлияние архитектурной среды и поведения человека, моделирование взаимодействия архитектурнопространственной среды и человека
3.1. Изменение поведения под воздействием архитектурной среды 77
3.2. Тип пространства - тип поведения___________________________________81
3.3. Территориальность поведения и пространства архетипы персонального 86
3.4. Архитектурная среда и деятельность человека 92
3.5. Сценарный подход в моделировании и проектировании отношений
«человек - архитектурная среда» 99
Выводы главы Ш 104
Заключение 106
Словарь терминов 110
Библиография 113
влияют на формы и границы пространств. В книге приводятся следующее данные: «исследователями установлены примерные градации габаритов пространств, начиная с площадок размером 3 ... 5 м, позволяющих разговаривать, отмечая выражение лица собеседника, интонации голоса, в следующих типоразмерах постепенно утрачивается возможность прямого контакта - сначала перестают улавливаться нюансы поведения, дальше видна только жестикуляция и при расстояниях более 150 ... 200 м - общие очертания фигуры» [99, с. 61].
Данное учебное пособие является хорошим примером систематизации и трансформации знаний о построении структуры городского пространства и зонировании территорий. К недостаткам его можно отнести излишнюю схематичность многих разделов книги, которая, вероятно, была продиктована тем большим объёмом информации, который автор вынужден был разместить при раскрытии темы, заявленной в названии книги. Так, вопрос взаимосвязи композиции «интерьера улицы», его пространственной организации и человека в книге рассмотрен недостаточно.
3. Работы, посвящённые изучению и моделированию пространственного поведения человека (М. Березина [15], А. В. Крашенинникова [54, 55], М. С. Когана [48], Т. Лейка [102], Л. Николова [67], П. Пиаже [15], М. Спивака [15], П. Смита [15], В.И. Иовлева [43, 44, 45], Н. Я. Степаняна [87, 88], П. Фрссса [15], Э. Т. Холла [15], М. Черноушека [98]).
Березин М. П. «Пространство - восприятие - поведение» [15] - статья, в которой проводится обзор работ зарубежных авторов рассматривающих поведенческий уровень восприятия человека. Автор предполагает, что «В механизм восприятия включено несколько относительно автономных уровней психики. Первый уровень обеспечивает’ ввод информации в нервную систему. Другой уровень связан с процессом непрерывной ориентировочной деятельности психики. Следующий уровень может быть назван культурноценностным. Ещё один уровень - обеспечивает эстетическую оценку окружающих объектов» [15, с. 39]. Березин останавливается лишь на
поведенческом уровне восприятия, связанном с ориентировочной деятельностью сознания, поскольку это, вероятно, наиболее доступный для анализа уровень восприятия. Данный уровень можно рассматривать на конкретных примерах, и при этом результаты анализа будут носить более объективный характер, нежели, допустим, при анализе эстетической оценки окружающих объектов.
В статье рассмотрены работы по «проксемике» американского психолога Холла Э. Т.. «Проксемика» рассмагривает значимость для общения близости, отдалённости и вообще положения в пространстве» [15, С. 39]. Холл рассматривает значимость мимики, жестов, положения в пространстве для коммуникащш и передачи информации в целом. В работе приведены примеры поведения при общении людей различных национальностей, принадлежащих к различным социальным группам. Данный аспект имеет немаловажное значение при рассмотрении поведения людей различных национальностей, проживающих в одних дворах, районах, городах. В связи с этим, основным недостатком работы является то, что Березин даёт лишь общие утверждения, например: «Только понимая этот механизм, можно обоснованно претендовать на создание новых, нетрадиционных архитектурных решений, не вступающих в противоречие с представлениями о комфорте» [15, с. 40], которые не несут конкретных указаний или выводов. Но автор приводит пример из традиционной русской архитектуры, который даёт ясное представление об определении архитектурными средствами конкретных форм поведения: «Традиционная, народная архитектура в этом отношении безупречна: горница, сени, палисадник, двор, улица, перекрёсток - всё имеет свои сложившиеся формы и располагает к определённым типам поведения» [15, с. 40].
Далее автор статьи обращается к работам П. Смита, в которых рассматривается современная архитектура и говорится, что «психологическая задача» современных новостроек - пробудить человеческое сознание, прибегая для этого к контрастным, необычным формам» [15, с. 41]. При этом Березин, обращаясь к российскому опыту, констатирует, что выше обозначенная задача
- Київ+380960830922