2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
ГЛАВА I. ДЕКОР В АРХИТЕКТУРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ У-ХХ вв.
1.1 .Формирование декора в архитектуре У-ХХ вв......... 15
1.2. Декор в архитектуре ХІ-ХУ вв...................... 23
1.3. Декор в архитектуре ХУІ-ХХ вв..................... 36
Выводы
ГЛАВА II. ДЕКОР В АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА /1930-1990 гг./
2.1. Социально-экономические и историко-культурные условия развития архитектуры Таджикистана........................... 53
2.2. Декор в архитектуре жилых и общественных зданий 72
Выводы
ГЛАВА III. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПОИСК НОВОГО В АРХИТЕКТУРНОМ ДЕКОРЕ ТАДЖИКИСТАНА
3.1. Взаимовлияние и поиски нового в применении декора в архитектуре................................................ 107
3.2. Стилистическое своеобразие декора в архитектурнопространственной среде..................................... 121
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 142
БИБЛИОГРАФИЯ............................................... 145
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................. 160
-иллюстративно-графическая часть диссертации.......... 160
-словарь терминов по архитектурному декору
200-211
3
ВВЕДЕНИЕ
В теории и практике архитектуры в Таджикистане в период с 1930-1990 гг. по настоящее время ставились и решались различного рода социальные, функциональные и идейно-образные задачи, выявлялись и закреплялись конструктивно-тектонические закономерности, определялась многогранность взаимодействия архитектуры и монументальнодекоративного искусства. Влияние архитектурного декора с использованием национально-традиционных элементов, является одной из важнейших составляющих архитектуры.
Проблема изучения архитектурного декора в истории развития архитектуры с древнейших времен до современности приобретает особую актуальность в свете научного обоснования применения элементов архитектурного декора на фасадах, в интерьерах зданий и сооружений, и путей формирования его структуры, тенденций создания определенных художественных образов, оказывающих воздействие на психику людей на их сознание. Архитектурный декор вырабатывался в зависимости от тех или иных материалов и конструкций, освоенных строительной техникой. Декор имеет важное значение в архитектуре и прикладном искусстве, применяется на видимых участках постройки. В декор входят такие строительные матсриаты как: мозаика, майолика, шамот, фаянс, фарфор, стекло, керамика, дерево, железо, медь, пластика - все это позволяет художникам и мастерам придать экстерьеру или интерьеру здания художественную эмоциональность, выразительность, в композициях могут быть использованы, как орнаментальные, так и сюжетные композиции.
В произведениях местных мастеров характерной чертой является не только знание традиций, дошедших до нас из древности, но и художественная фантазия, которая из глубин веков культуры поднимает в нашу современность живые образы и пластику. Преемственность традиций -связь нового со старым в процессе развития. Она сохраняет в себе
20
Кроме этого, представляет интерес объемная деревянная скульптура в виде женских фигур со сложной пластикой в древнем Пенджикенте, которая предназначалась для крепления балдахина (32).
В жилых зданиях Пенджикента применялась скульптура в форме кариатид высотой от 1 до 1,6 м (164, табл.З, рис.8). Не менее существенен в композиционно-художественном отношении изобразительный сюжет кариатид в росписях Пенджикента и Варахши (157, с. 163), на биянайманских оссуариях ( 19, с.11). В тронном зале дворца в Бунджикате был найден
барельеф женской фигуры (танцовщицы) из дерева (137, с.61-97); (табл. 4, рис.4).
О развитии искусства танца и музыки в среднеазиатских городах, свидетельствуют фрагменты изображений и скульптур танцующих женских фигур изложенных выше, и музыкантов («Вереница танцоров» в Пенджикенте и настенная живопись «Воины-музыканты» во дворце афшинов Уструшаны).
В У-УШ вв. в архитектуре и росписи замков и дворцов были сохранены некоторые античные и местные сюжеты, отразившиеся в мифологии, феодальном эпосе в изобразительном устном фольклор (127, с. 15).
Наиболее активно в этот период для украшения богатых домов (дворцы), принадлежавших городской знати - земледельцам и купцам, использовалась полихромная живопись ярких насыщенных гонов, которая наносилась клеевыми красками на поверхность глиносаманной штукатурки.
Монументальная живопись с многоцветовым изображением в целом запечатлели перед нами картины придворной жизни, пиров и сражений, культовых обрядов и спортивных состязаний, образы народного эпоса, сказок и басен.
21
Наиболее древние сцены поклонения божеству открыты в северной капелле храма в объектах городища Пенджикента. Кроме этого сохранились росписи, которые датируются двумя строительными периодами (V- нач.УЇ и Уїв.). Здесь обнаружены в нишах росписи с изображениями четверорукой богини, сидящей на драконе, богини на львином троне и богини на троне с «сенмурвом» (16, с.76). Образ богини связывают с водной стихией, прежде всего с почитавшейся согдийцами рекой Зеравшан, протекающей у Пенджикента.
Для изучения искусства и пантеона божеств согдийцев важны также росписи Шахристана, которые показывают, что согдийское население Уструшаны почитало тех же богов, что и пенджикентцы. В одном из залов Шахристана были нарисованы четверорукая богиня на льве (табл.З, рис.5). Эта находка в Шахристане подтверждает, что божества из росписей пенджикентеких домов и божества из росписи Шахристана входили в один пантеон (16, с.80).
Росписи дворцов, замков и храмов предстают в Пенджикенте как закономерные варианты более широкого культурного явления - искусства согдийского города. Открытие этого памятника дало нам много интересного материала по монументальному искусству, связанному с религией буддизма. Например, фрагмент фигуры божества, открытый на объекте VII, где черты лица и полусогнутая поза полуобнаженного мужчины напоминают «позу стрелка из лука.» с иконографии индийского искусства (16, с. 180; 64, с.58, табл.З, рис.9).
Одним из сложных элементов композиций индийского искусства является сцена - пранидхи (85,с. 106-112), которая очень напоминает кафирниганские, восточнотуркестанские и аджинатепииские изображения церемоний подношении даров, коленоприклонными людьми (84, с. 139) -«Дароносцы» (табл.З, рис.11).
- Киев+380960830922