Вы здесь

Стратегия поведения молодежи на рынке труда : На примере Москвы

Автор: 
Чистяков Иван Михайлович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2001
Артикул:
1000343526
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические и методические предпосылки исследования стратегии поведения молодежи как субъекта
рынка труда................................................. 10
Параграф 1.1. Концептуальная позиция, методологические
подходы к исследованию, интерпретация основных понятий............... 10
Параграф 1.2. Проблема молодежи как субъекта рынка труда в
современной российской социологии.................................... 32
Параграф 1.3. Методы операционализации предмета изучения, методика анализа основных показателей, информационная база исследования 47
Глава 2. Особенности регионального рынка труда переходного периода и характер соционально-профессиональной
ориентации.................................................. 56
Параграф 2.1. Особенности московского рынка труда в условиях
перехода к рыночной экономике........................................ 56
Параграф 2.2. Характер намеренческих программ действий молодежи, реализация планов-решений в начальном периоде социально-
профессионального самоопределения.................................... 66
Параграф 2.3. Характер стратегии молодежи, вступающей на рынок
труда после завершения профессиональной подготовки и обучения 90
Заключение........................................................... 114
Литература........................................................... 122
Приложение
148
3
ВВЕДЕНИЕ
Скачок из состояния относительно стабильной распределительной системы к рыночным отношениям предъявил новые требования к экономическому и социальному поведению населения России, к характеру его социальных действий по «вписыванию» в рыночную экономику.
Ответ на вопрос о социально-профессиональном самоопределении молодежи важен не только в теоретическом плане для более глубокого понимания проблемы социальной мобильности и стратификации в условиях быстро трансформирующегося российского общества.
За кардинальной ломкой социально-трудовых мотиваций и ценностных установок, выработанных в соответствии с социалистической моралью, кроется серьезная практическая значимость исследования социально-психологической перестройки человека. Прежде всего, это относится к изменению вектора сознания и поведенческих приоритетов молодежи, ее ориентаций на тот или иной статус, устремлению к определенному образовательному и профессиональноквалификационному уровню как стратообразующему показателю. В своей работе мы исходили из того, что на поведение молодежи влияют процессы, протекающие как на уровне макрообъекта (экономические и институциональные), так и непосредственно на уровне конкретных жизненных ситуаций.
15
приверженцев теории социального выбора А. Сена [309. -113-121] и Ю. Эльстера. [284.-87-109]4.
Что касается структур, которые действительно регулируют социальные отношения, то сами они постоянно меняются и не столь устойчивы, как это представлялось Э.Дюркгейму (да и К. Марксу5).
Таким образом, в общеметодологическом плане наиболее перспективными для исследования проблематики представляется структуралистически-функциональный подход.
Структуралистический подход, разрабатываемый в веберианской
(неовеберианской) традиции, предполагает ряд позиций, которые имеют принципиально важное значение для анализа стратегии социального действия. В их числе перенос внимания на типологические характеристики индивидуального поведения и рассмотрение жизненных шансов ОИе-сИапсез) и перспектив
социальной мобильности в зависимости не только от объективных характеристик групп, но и от усилий самих людей, их специфических возможностей [29.-147-156; 305.-302-310]. Кроме того, при анализе отдельных аспектов исследуемой нами проблемы плодотворными, на наш взгляд, могут оказаться элементы
функционального подхода. В частности, это идеи Т. Парсонса о статусе как
вознаграждении не только деятельности, но и желательных качеств индивида, и о роли достижительных мотиваций (или ценности достижения) в оптимальном обеспечении адаптации к динамике общественной системы [305.-92-128]6
Наибольший интерес представляет аналитическая схема, предложенная Р. Саугером и Дж. Хиршлейфером [30.-53], во взаимопроникновение экономики, социологии и социальной психологии. Другой социоэкономист Л.Робинс одним из основных методологических принципов экономики считает изучение поведения людей в общественной системе с точки зрения отношения между целями и ограниченными средствами [173.-18].
5 К.Маркс исходил из теории революционного отвержения устаревших структур и создания новых.
° Имеется в виду нормативный подход Т. Парсонса к социальным ролям и ролевой функции индивидов в социальной системе [305.-92-128].
16
Изучив различные точки зрения, нашедшие отражение в научной литературе (философской, социологической, экономической, социальнопсихологической), мы остановились в целом на методологическом подходе, согласно которому рассматриваем социальные действия молодёжи, с одной стороны, как элемента социальной системы, представляющей набор потенциальных возможностей и детерминирующей действия индивидов, а с другой - как субъекта («рационального актора» - Т.Парсонс, К.Девис, Л.Мур), располагающего собственными возможностями и сознательно преследующего определенные цели. При этом акцент был сделан на поведение молодежи как субъекта рынка труда на перспективу, которое выступает как стратообразующий признак [171.-121-139].
Мы исходили также из того, что в целом анализ комбинации возможностей связан с процессами социальной мобильности и стратификации и в интегральной форме описывается в первую очередь достигнутым статусом [170.-227; 213.-11-12; 91.-9], который приобретает индивид в значительной степени благодаря своим собственным усилиям [304.-10; 91.-9].
Поскольку в условиях быстро трансформирующегося социума с интенсивно идущими процессами, функции формирующихся социальных групп в изменяющейся социальной структуре еще в a priori не могут быть ясны, так как не ясен сам тип формирующегося общества [213.-11], приоритетом в понимании поведения молодых людей на рынке труда становится их рыночная позиция. Поэтому мы предполагаем, что интегративный подход к анализу социальных действий молодежи неизбежно смещает внимание с социальных структур на социально-психологические особенности молодого человека. Речь идет о наличии достижительных мотиваций, ценностно-ориентационных установок, об уровне притязаний и т.п.. По замечанию В.В.Радаева и О.И.Шкаратана,