Вы здесь

Основные тенденции изменения ценностных ориентаций личности в условиях либерализации общественных отношений : На материалах Крайнего Северо-Востока России

Автор: 
Зыкова Наталья Николаевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2003
Артикул:
272561
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Оглавление:
Введение...............................................3
Глава 1. Ценностные ориентации личности в континууме либерализма и ментальности.
1.1. Теоретико-методологические основания социологического исследования ценностных ориентаций личности..............19
1.2. Сущность и генезис ценностных ориентаций личности в сфере духовной культуры..............................43
1.3. Либерализация общественных отношений в России и
российская ментальность..............................80
Глава 2. Социологическое исследование ценностных ориентаций современного российского общества.
2.1. Методы социологического исследования ценностных ориентаций личности.....................................106
2.2. Социологическое исследование ценностных ориентаций северян..............................................120
2.3. Изменение ценностных ориентаций населения России под влиянием либерализации общественных отношений 136
2.4. Основные тенденции изменения ценностных ориентаций
личности на Крайнем Северо-Востоке России............149
Заключение...........................................158
Выводы...............................................168
Библиография.........................................172
Приложения...........................................184
3
Введение.
Современная социокультурная ситуация в России последнего десятилетия характеризуется масштабными преобразованиями в экономике, политике, образе жизни населения, что влечёт за собой значительные изменения в ценностных ориентациях и социальных действиях личности. Два основных аспекта этого явления - социальный и культурный сложились и действуют в нашем обществе одновременно, точнее взаимодействуют, охватывая как совокупность социальных отношений, так и культуру деятельности человека, взаимодействие социальных отношений и культуры. Обстоятельному же изучению культуры и, ещё конкретнее, социокультурного, до сих пор уделяется недостаточно внимания в исследовательской литературе.
В стране произошли основательные изменения духовно-культурного пространства. Одним из индикаторов таких изменений является повышение социально-культурной напряжённости в современном российском обществе. В частности, усиливается рефлексия но поводу ценностей, формирующих основу мировоззрения людей. Иными словами, процесс социальных трансформаций затрагивает и сферу духовной культуры: происходят подвижки в системе ценностных ориентаций личности, изменяются их мотивационные основания, одни ценностные доминанты замещаются другими. Очевидно, что ценностные ориентации находятся в процессе изменения.
Духовная ситуация в России в период либерализации общественных отношений вполне соответствует широко распространенному мнению, что «мы находимся на распутье» или «живём в эпоху перемен».1 При этом система ценностей может выступать как фактор, ускоряющий процесс либерализации общественного развития, но может стать барьером на пути
Штоипка П. Социология социальных изменений. - М., 1996. - С. 94.
24
устойчивы и влиятельны для диспозиций низлежаших уровней, более того -для обобщённых социальных установок. Ситуативные установки обладают значительно большей независимостью от высших диспозиций, что обеспечивает гибкость адаптации личности к меняющимся условиям действительности при сохранении стабильности высшего уровня диспозиционной системы. Последний регулирует общую направленность социального поведения человека. Диспозиции других уровней регулируют поведение в той или иной сфере деятельности, направленность поступков по отношению к определённым социальным объектам в конкретных ситуациях. Ведущей в каждый данный момент становится диспозиция, наиболее адекватная конкретным условиям и актуализировавшейся потребности.
При более рациональном социологическом подходе ценности представляют значимость главным образом своими функциями социальнонормативных регуляторов общественной жизни и поведения людей. Следует вычленить здесь два подметода теоретического анализа: нричинно-
функциональный и логико-смысловой. Причинно-функциональный метод устанавливает единообразие, повторяемость и тенденции развития в социокультурном мире. В функциональной сфере ценностей Эфендиев А. Г.10 дифференцирует: мониторинг предпочтительных для социального субъекта (индивида, группы, обшности) состояний социальных связей, содержания идей, художественной формы; оценку реальных явлений; определение смысла целенаправленной деятельности; регулирование социальных взаимодействий; внутреннее побуждение к деятельности. Мониторинг предпочтений, оценочную, смыслоопределяющую, регулятивную и побудительную функции ценностей А.Г. Эфендиев уравновешивает (обобщает) двумя функциями (задачами): 1) ориентации человека в
окружающем мире и 2) мотивацией конкретных действий.
10 Эфендиев А.Г. Ценности // Основы социологии. Ч. 1 / Под ред. А.Г. Эфендиева. - М., 1994. - С.150.
25
Вероятно, значительной концентрации внимания требует логикосмысловой подметод, который раскрывает духовный аспект культуры. Когнитивную подсистему ценностных ориентаций составляют все
ценностные представления личности. На уровне мировоззрения в
отечественной социологии к ней относят миропонимание человека -совокупность его взглядов на мир, общество, самого себя и окружающих людей, своё место в обществе. В свою очередь, мировоззренческие ориентации составляют высший уровень ценностных предпочтений, определяющий общую ценностную направленность познавательной духовнопрактической деятельности человека, высшие цели его жизни. Это положение В.И. Хмелько11 приводит в качестве статической и одной из основных характеристик ценностных ориентаций. В данном исследовании это
положение принято в качестве составляющего необходимой системы допущений исходного постоянного при изучении ценностных ориентаций личности в новых условиях.
Системный подход.
Развитие системного подхода в ряде наук было обусловлено
необходимостью научного объяснения сохранения состояния упорядоченности в системах. Это противоречило положению термодинамики о стремлении закрытых систем к росту энтропии. В поисках адекватного описания системы У. Росс Эшби и Дж. Клир рассматривают систему как совокупность переменных12. К активной разработке системного подхода можно отнести работу Л. фон Берталанфи «Общая теория систем».13 Е.Г Агошкова и Б.В. Ахлибинский рассматривают систему как способ организации знаний о реальности, сложноорганизованный объект с фиксированными свойствами, составляющими композицию элементов и
11 Социологический справочник / В.И. Волович. - Киев. 1990. - С. 369.
12 Клир Дж. Систсмология. Автоматизация решения системных задач. - М., 1990.
|} Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор.// Исследования по общей теории систем. -М., 1969.