Вы здесь

Истоки архитектурной образности

Автор: 
Рудаков Андрей Игоревич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2003
Артикул:
272928
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение..............................................................1
Глава 1. Архитектурный образ как процесс...............................6
1.1. Предпосылки изучения образного мышления в творческом процессе...............................................................6
1.2. Образ в творческом процессе архитектора..........................17
1.3 Значение понятия «образ»..........................................25
1.4. Основы для классификации источников образного мышления 33
1.4.1. Контекст и образность....................................37
1.4.2. Иерархия образов в
объёмно-пространственной композиции........................37
1.4.3. Области образности, участвующие
в проектном рассуждении....................................38
1.4.4. Образы и структура творческого
процесса...................................................40
1.5. Выводы 1-ой главы................................................41
Глава 2. Образные изменения в архитектурной
творческой деятельности...............................................43
2.1. Изучение образных изменений в творческой практике................43
2.2. Единицы образности..............................................147
2.3. Характеристики процесса.........................................149
2.4. Основы для типологии образною мышления архитекторов
по истокам архитектурной образности..............................150
2.5. Закономерности образных изменений. Основы
образных изменений в творческом архитектурном процессе 152
2.6. Выводы 2-ой главы............................................155
Глава 3. Истоки архитектурной образности и творческий процесс...157
3.1. Аналоги творческой деятельности архитектора.....................157
3.2. Специфика архитектурного творческого процесса...................159
3.2.1. Динамика и темп проектных действий......................159
3.2.2. Сценарий творческого процесса...........................159
3.3. Этапы творческого поиска и моменты принятия
решений в творческом процессе архитектора........................162
3.4. Зарождение образа...............................................171
3.4.1 .Образ-прототип..........................................176
3.4.2.Образ-намерение..........................................177
3.4.3. Теневой образ...........................................179
3.4.4.Образный шаблон..........................................180
3.5. Моделирование образного мышления.
Структура и закономерности образных изменений....................181
3.5.1. Архитектурный рисунок как средство изучения образного мышления архитектора................................181
3.5.2. Моделирование образных трансформаций....................185
3.5.3 Проектные изменения образов..............................189
3.5.4. Реконструкция творческого процесса как модель образного мышления............................................190
3.6. Выводы 3-ей главы...............................................195
Заключение...........................................................197
Библиография.........................................................199
Приложение 1.........................................................208
Приложение 2.........................................................219
18
Рис. 1. Восстановление образа но серии проекций (по Р.Арнхейму).
- 1. Зарождение (выработка, осознание, фиксация.)
- 2. Всесторонняя оценка (комплексное изображение, пересмотр или изменение характеристик.)
В плане иллюстрации второго этапа интересными и яркими примерами служат эскизы и перспективные наброски интерьеров жилых и общественных зданий, проектировавшихся Сантьяго Калатравой (Испания), колоссальный интерес представляют живописные работы и макеты Б.Бооза (Швеция) (рис. 21а, 27а и рис. 14, 20).
В последнее время корректировка архитектурного решения и анализ всестороннего восприятия стали возможны благодаря виртуальной реальности (рис. 43 и 44).
Возвращаясь к теме, надо отметить, что внутри каждого из вышеназванных этапов выделяются несколько стадий. Рассмотрим первый этап в процессе формирования архитектурного замысла - этап выработки идеи проекта. Сам процесс архитектурного творчества будет воспринят более широко, если этап зарождения идеи проекта рассматривать как «процесс в процессе» со своими стадиями и этапами. Образ в данном методе выступает как средство моделирования, следовательно, может отображать и такие качества среды, как конструктивные или функциональные: тектоника - есть образ
конструктивного решения, образ функции - это «композиционная модель
19
эксплуатации». Этим ещё раз подчеркивается методологическое значение категории «образ» в архитектурном пространстве. Образное выражение функции выявляет ведущую роль формы перед функцией: не форма определяется функцией, а функция стимулируется и направляется формой, как психологическим катализатором процессов. Первоначальный образ среды в творческом процессе получает развитие, связанное с трансформацией, уточнением и множеством других изменений, на которых мы остановимся ниже. Углублённое осмысление явления в образной форме приводит к пониманию многозначности явления. В этой ситуации, связанной с формированием семантического поля вокруг исходного образа, необходима система отслеживания образных трансформаций, движения образа, его динамики и т.п.
Подобные системы разрабатываются в семиотике и психолингвистике. Образные трансформации в семиотике находят отражение в понятии тропов. Тропы в стилистике и поэтике обозначают употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному 180, С. 1359]. Сдвиг в семантике носителей значений получил как философскую трактовку в трудах таких теоретиков деконструкции, как Жак Деррида [102], так и широкое распространение в сфере художественного мышления и осмысление в работах архитекторов: - 3.Халид [109, С. 102-108J, Б.Чуми [101, С. 180-181], П.Эйзенмана [101, С. 169-173], Е.Мираэеса [109, С. 138-141], группы Химмельблау [101, С. 186-189], Т.Снигельхалтера [111, С. 160-169] и многих других, где традиционные средства и понятия композиции получают новое качество путём их использования в новых смысловых конструкциях.
Архитектурные формы в этом процессе получают роль средств создания новых средовых значений. В определённом смысле работы деконструктивистов - эго сдвиг в системе «знак-значение», употребление архитектурных форм с максимальной для них самих многозначностью.