А
Оглавление
Введение 5
ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ВСЕОБЩЕМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Теологическис концепции 12
1.2. Изученность российской православной архитектуры 14
1.3. Особенности архитектуры православия 17
1.3.1. Своеобразие православного храмостроения в сравнении с другой христианской архитектурой (традиции и современность) 17
1.3.2. Ретроспектива специфических особенностей архитектурных школ в храмостроении 18
1.3.3. Традиции включения храмовых построек в окружающий градостроительный контекст 26
1.3.4. Планировочные особенности храмовых построек и специфика организации функционального процесса 30
1.3.5. Семантика формы и цвета в христианской архитектуре 33
1.4. Методы реставрации и реконструкции культовой архитектуры 35
1.4.1.Динамика процесса восстановления старых и строительства новых объектов в области храмовой архитектуры во взаимосвязи с социально-экономическим укладом общества в нашей стране 35
1.4.2.Опыт реконструкции культовой архитектуры в отечественной и зарубежной практике 40
1.4.3.Изменение приоритетов в функциональной стратификации восстанавливаемых православных объектов 43
1.5. Особенности подходов к новому проектированию в храмостроении в нашей стране и за рубежом 46
Выводы по 1 главе 49
2
ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМОСТРОЕНИИ САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
2.1. Истоки архитектурных традиций Самарского Поволжья 53
2.2.Типологические особенности храмостроения Самарского Поволжья и его место в общеисторическом процессе развития православной культуры 60
2.2.1. Архитектурные и природно-ландшафтные компоненты православного ансамбля Самарского Поволжья 62
2.2.2. Градостроительная классификация православных ансамблей 64
2.2.3. Административно-иерархическая структура православных построек и типология по фактору вместимости сооружений 65
2.2.4. Историко-хронологическая классификация православного храмостроения 67
2.2.5. Стилистическая классификация православного храмостроения 68
2.2.6. Типология по фактору общности объемно-пространственной структуры сооружений 70
2.2.7. Типология по фактору общности планировочного решения сооружений 73
2.2.8. Типология по степени сохранности объектов православного наследия 74
2.2.9. Функционирование храмовых построек в современных социально-экономических условиях 76
2.2.10. Историко-культурная ценность объектов православного наследия по совокупности факторов 80
Выводы по 2 главе 84
ГЛАВА 3
ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ОБЪЕКТОВ, АНСАМБЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ ПРАВОСЛАВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
3.1. Комплексный подход к восстановлению старых и строительству новых объектов православия 87
з
• - целостное столпообразное сооружение как прототип шатрового храма (Москва);
- цснтричное нарастание объемов к центру, ступенчатое построение композиции (Москва).
В силу преемственности православного храмостроения влияние более ранних по времени своего становления школ прослеживается в архитектуре более поздних периодов. Исходя из этого, автором проанализированы специфические особенности архитектурных школ - Владимиро-Суздальской, Новгородской, Санкт-Петербургской и Московской и др., черты которых можно проследить в архитектуре Самарского Поволжья. Для корректного сравнения был рассмотрен ряд известных памятников православной архитектуры У1-Х1Х вв., а именно Деревянная церковь Лазаря из Муромского монастыря (XVI в.); Никольская церковь в с. Согинцы (1696 г.) Ленинградской области; Предтечснская церковь в с. Шуя (нач. XVIII в.) Прионежского района Карелии; Церковь Трифона в Напрудном переулке в Москве (конец XV- начало XVI вв.); Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.); Храм Василия Блаженного в Москве (1555 - 1561 гг.); Церковь Троицы в Никитниках (1628 - 1653 гг.); Церковь Ильи 4 Пророка в Ярославле (1647- 1650 гг.); Собор Введенского монастыря в Сольчевыгодске (1689-1693г гг.); Церковь Покрова в Филях (1693 - 1694 гг.); Церковь Знамения в Дубровицах (1690 - 1704 гг.); Церковь Архенгела Гавриила (1791 - 1707 гг.) (Меньшикова башня); Собор в Козельце (1752 г.); Казанский собор (1801 - 1811 г.); Храм Христа Спасителя (18032 - 1834 гг.); Церковь Святой Екатерины в Царском Селе (1832-1840 гг.); Церковь в Абрамцеве (1881-1882 г.).
Все перечисленные объекты были проанализированы по следующему алгоритму с целью дальнейшего поиска истоков региональных традиций самарского Поволжья.
Алгоритм сравнительного анализа: 1) особенности местоположения храма; 2)объемно - композиционное решение ( решение пространства в целом; наличие и решение композиционных центров; решение навершия храмов; детали решения фасадов и интерьеров); 3) функционально - планировочное решение ( планировочная схема; количество приделов; функционально необходимые зоны и пространства); 4) материалы и конструкции; 5) решение освещения.
Как удобные для отправления служб и экономичные - получили широкое распространение бссстолпные храмы, они имели несколько вариантов: со звонницами и
21
без, с крещатыми и ступенчатыми сводами, с трехлопастным завершением и рядами кокошников. В XVII веке основное направление определяют храмы с кокошниками.
Столпообразные шатровые храмы явились новаторским направлением в православном зодчестве XVI века. Они по своему вертикализму уподобляются европейским готическим соборам, но в то же время испытывают влияние деревянной православной архитектуры, где также в этот период усиливается общий вертикализм композиций. Большинство таких церквей носило мемориальный характер и было связано со значимыми государственными событиями.
В целом для православной архитектуры Русского государства XVI вв. характерным считалось отсутствие хоров и пониженные апсиды. Появляются следующие новшества, ставшие позднее типичными: 1) деление внутреннего пространства на несколько равных ячеек (например, Успенский собор Московского Кремля); 2) легкое открытое крыльцо с двойной аркой и висячей гирькой , (например, Успенский собор Московского Кремля), эти детали получили затем широкое распространение; 3) расширение подкупольного пространства ( например, Архангельский собор Московского Кремля); 4) появление посадского бссстолпного храма (например, церковь Трифона в Напрудном переулке в Москве); 5) появление шатрового храма (например, церковь Вознесения в Коломенском); 6) появление мемориальной функции (например, церковь Вознесения в Коломенском); 7) возникновение крестообразного объема на подклете с гульбищем (например, церковь Вознесения в Коломенском); 8) отсутствие апсиды (церковь Вознесения в Коломенском); 9) объединение нескольких церквей вокруг центрального столпа (это нетипичная черта, например, храм Василия Блаженного).
К традиционным чертам каменной православной архитектуры, сохраняющимся при переходе от одного стиля к другому, можно отнести предпочтение следующих элементов - кокошников и аркатуры в декоре, ярусности в объемах храма, луковичных глав в его завершении (илл.5).
В деревянной православной архитектуре существовали свои типы храмов, при этом отмечаются взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры (илл.6). В основе простейшего типа деревянной церкви лежит сочетание трех срубов (что соответствует канонической системе православия): большого центрального - для самой церкви и двух меньших - для притвора (сеней) на на западе и алтаря (апсиды) на востоке. Каждый такой сруб перекрывался высокой двускатной клинчатой кровлей с главой и крестом. Такой
- Киев+380960830922