Вы здесь

Проблемы формирования культуры пришлого населения Тюменского Севера : Период с 1960-2003 гг.

Автор: 
Цылина Ирина Томовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2004
Артикул:
274311
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО СЕВЕРА....................................12
1.1. Пришлое население (период 1960-2003 гг.): сущность, источники формирования, география расселения.............................12
1.2. Методологические подходы к анализу культуры пришлого населения региона..............................................27
1.3. Взаимодействие культуры аборигенного и пришлого населения
Тюменского Севера..............................................46
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ НА
ЭТАПЕ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ..................................69
2.1. Общая характеристика социально-экономической ситуации в местах проживания «новых автохтонов»...........................69
2.2. Формирование методики для исследования культуры пришлого населения Тюменского Севера....................................94
2.3 Сравнительный анализ социокультурной ситуации в местах
проживания аборигенного и пришлого населения Тюменского Севера 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................132
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................135
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................149
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное развитие добывающей промышленности на Тюменском Севере за последние четыре десятилетия привело к стремительному росту пришлого населения, масштабным миграционным процессам, появлению больших городов, строительству многочисленных индустриальных объектов, что сопровождалось обострением этнических, экологических, социальных, экономических и культурных проблем. Резкий скачок в индустриальном развитии Тюменского Севера стал одновременно и «культурной революцией», изменившей весь традиционный образ жизни и базовую систему ценностей как коренного населения, так и небольших сообществ украинцев, татар, азербайджанцев, башкир, белорусов и др., уступив место индустриальному, урбанистическому жизненному укладу, имеющему совершенно иные ориентиры. В условиях поступательного развития общества этнокультурное многообразие способствует взаимообогащению отдельных этнокультур с одновременным движением их к единству. В кризисные периоды развитие и взаимодействие этнокультурных организмов приобретает противоречивый характер. Причем особую значимость имеет культурная интеграция аборигенного и пришлого населения, у которого сформировались свои ценностные ориентации, своеобразная субкультура за годы долгого пребывания в суровых географических и социально-экономических условиях.
Выдвигая в диссертационной работе в качестве объекта исследования определенное локальное сообщество, следует отметить, что в центре внимания оказываются не просто механические конгломераты отдельных индивидов, не абстрактное население, послушно воспринимающее навязываемые ему массовым обществом стереотипы поведения, а напротив, живые сообщества, обладающие известной степенью независимости от некого «большого сообщества» и способные противостоять изменениям социальной среды, активно адаптируясь к
15
В июле 1941 года в Ханты-Мансийском автономном округе было 43 спецпоселка, где проживало 5116 семей (18 522 чсл.) спсцпереселенцев. В
* основном они работали на предприятиях рыбной и лесной промышленности, остальные работали в сельскохозяйственных и промысловых артелях и мелких хозорганизациях.
В 1942 г. в округ были направлены немцы Поволжья. Акция проводилась на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Данное перемещение было предпринято для исполнения секретной части постановления СНК ЦК ВКП(б) от 6 января 1942 г. «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке». Кроме немцев на рыбные промыслы были принудительно эвакуированы финны, проживавшие в Ленинграде и его окрестностях. Эта участь постигла и калмыков. В соответствии с постановлением СНК СССР от 28 декабря 1943 г. подверглись депортации 92 983 жителя ликвидированной за день до этого Калмыцкой АССР. 5999 человек были
* размещены в Ханты-Мансийском округе. В годы войны этническую ссылку в ХМАО пополнили и депортированные из Воронежской, Орловской и Рязанской областей. Около 500 человек из Рязанской области были расселены в Самаровском и Микояновском районах Ханты-Мансийского округа. Это гак называемые переселенцы первой волны. Они оказали существенное влияние на формирование общности старожилов.
По мнению диссертанта, формирование населения является сложным процессом, представляющим собой сочетание естественного (рождение, смертность) и различных видов механического (миграции) движения населения. Под миграцией будем понимать территориальное перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства на относительно длительное время. Практически все теоретические источники даюг определение мигрантов как
V переселенцев, людей совершающих перемещение с одной территории на другую. Следует различать спеипереселенцев (вынужденных мигрантов) и