2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
Раздел 1. Сельская семья как объект
социологического исследования..................................21
'+
Раздел 2. Институт сельской семьи и его место в системе социальных институтов..........................................53
Раздел 3. Сельская семья как малая социальная группа и её адаптация в трансформирующемся обществе........................101
Раздел 4. Эволюция сельской семьи в условиях •Ф осуществления социальных реформ............................ 145
Заключение.....................................................204
Библиографический список использованной
литературы.....................................................212
Приложения..................................................... 238
Введение
Актуальность темы исследования. Проблемы семьи в современном российском обществе определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых стран, так и спецификой переживаемого исторического периода его развития, суть которого в системной трансформации общества и переходе его на рыночные отношения. Трансформационный период сопровождается острым экономическим кризисом, политической нестабильностью, изменением нравственно-этических основ жизнедеятельности личности, которые оказывают решающее влияние на состояние института семьи.
Конец двадцатого столетия стал для России временем не только трансформации базовых социальных институтов, включая институт семьи, но и периодом, когда заметно изменился менталитет россиян. Люди почувствовали себя более европейцами, чем были таковыми на самом деле, разрешили себе делать то, о чём раньше и не думали в условиях, когда слом традиций не сулил ничего хорошего.
В настоящее время россияне оказались в социальном, политическом, культурном и информационном пространстве, в котором исчезла ясность, а социальные вызовы нарастают. Радикальные социальные метаморфозы и кризисы стали характерной чертой постсоветской России, а сам процесс трансформации развивается по бифуркационному сценарию. Нестабильное в экономическом и политическом плане общество проявляет нелинейные эффекты. СМИ сулят людям сладкую жизнь, забывая о реальных возможностях кризисного общества.
Точка отсчёта для современной российской семьи, как и для других социальных институтов, - начало 90-х годов прошлого, XX века. С одной стороны, общество жило радужными иллюзиями и неоправданной эйфорией перехода к открытому обществу, а с другой - мощнейшим социально -психологическим шоком от осознания перманентного ухудшения условий жизни для широких слоев населения.
Л.Г. Морган утверждал: если признать тот факт, то семья последовательно прошла через четыре формы и находится теперь в пятой, то возникает вопрос, может ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем. Ответ возможен один - она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же, как это было в прошлом, и этот процесс предполагается до тех пор, пока не будет достигнуто равенство полов. Если моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворить потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница.1
Он осуществил включенное изучение быта американских ирокезов и утвердился в мысли, что первобытное общество в своей основе было родовым. Род определяется им как совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризует коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенства всех членов племени. Семья, с его точки зрения, более позднее явление, чем род.
В настоящее время установлено, что родовая организация универсальна и присутствовала у многих народов. Существует два варианта изменения рода:
1 .Переход счета происхождения от женской линии (архаического порядка) к мужской (конечный порядок).
2.Изменение порядка наследования имущества умершего члена рода от передачи безымянным родичам, затем агнастическим родственникам и наконец детям скончавшегося.
Развил эту идею Ф. Энгельс, который в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал, что сутью материалистического понимания истории является производство и воспроизводство непосредственно жизни.
1 Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. -Л.:Изд-во инс-та народов Севера ЦИК СССР, 1934.
Ф. Энгельс установил соответствие трёх основных типов брака трём главным стадиям развития человечества: стадия дикости - групповой брак; стадия варварства - парный брак; стадия цивилизации - моногамия.
Им утверждается, что во всех конфессиях брак обусловливается классовым положением сторон, а посему всегда основывается на расчёте. Перспективы развития семьи, по Ф. Энгельсу, таковы. «Мы идем навстречу общественному перевороту, когда существовавшие до сих пор экономические основы моногамии столь же неминуемо исчезнут, как и основы её дополнения -проституция».1 И далее он отмечает: «Как только отпадут экономические соображения, вследствие которых женщины мирились с неверностью мужчин -забота о своем существовании и еще более детей, - так их равноправие будет в большей степени способствовать действительной моногамии мужчин, чем полиандрии женщин». Таким образом, в соответствии с позицией марксистов, брак и семья - социальные структуры, зависящие ог других социальных институтов, и более всего от института собственности. По мере развития последнего они лишаются своей социальной базы.
Максим Ковалевский придерживался принципов «генетической социологии», то есть учения об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности. Гипотеза Ковалевского заключается в том, что подобно племенам Океании и индейцев Северной Америки семиты, арийцы, славяне, германцы и прочие народы начали свой исторический путь с материнского родоисчисления. «Должно оставить всякую мысль о коренном различии в развитии семьи у наиболее цивилизованных представителей человечества и у дикарей или варваров», - утверждал он. Фредерик Ле-Пле полагал ,что базис общественного строя находится в идеях, нравах и учреждениях частной жизни в большей мере, чем в писаных законах, отсюда приватная среда характеризует общественную, а семья является основой государства. Им были
1 Голод С.И. Семья и брак. Историко-социологический анализ.-СПб.: «Петрополис», 1998.-С.81.
2 Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности: Пер с фр. / Под ред. М.О. Косвсна.
- М.: ОГИЗ, 1939.-186 с.
3 Лс-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. - М., 1897.
- Киев+380960830922