Вы здесь

Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века : Особенности жанра и его бытование

Автор: 
Усачева Светлана Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2001
Артикул:
275697
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение...................................................с. 3-10
Глава 1. Живописный пейзаж в восприятии современников с. 11-40
Глава 2. Пейзажный жанр в Академии художеств..............с. 41-73
Глава 3. Типологические и композиционные особенности
пейзажа в русском искусстве XVIII века...........с. 74-89
Глава 4. Станковый пейзаж и пейзажные мотивы в
монументальной и декорационной живописи, гравюре, графике и декоративно-прикладном искусстве........................................с. 90-116
Глава 5. Пейзаж как элемент других жанров.................с.117-131
Глава 6. Место пейзажа в художественных коллекциях
и интерьерах XVIII века..........................с. 132-159
Заключение................................................с. 160-163
Библиография..............................................с. 164-182
Приложение................................................с. 183-187
2
V
Введение
Работа посвящена русскому станковому пейзажу XVIII века, а также произведениям, относящимся к пейзажному жанру в графике, монументальной росписи, декорационном и декоративно-прикладном искусстве.
История пейзажного жанра в контексте проблематики отечественной художественной культуры XVIII века достаточно давно рассматривается в трудах, посвященных изобразительному искусству этой эпохи. В современном искусствознании с различной степенью подробности она получила освещение в многотомной "Истории русского искусства" под ред. И.Э. Грабаря, в фундаментальных работах H.H. Коваленской ("История русского искусства XVIII века" и "Русский классицизм"), A.A. Сидорова "Рисунок старых русских мастеров" (1) и других исследованиях. В указанных трудах, на основе богатого фактического материала, характеризуется творчество наиболее выдающихся мастеров пейзажного жанра в станковой и декоративной живописи, а также в области графики.
Вопросы, связанные с созданием живописных пейзажей в Петербургской Академии художеств, рассматриваются в книге Н. Молевой и Э. Бслютина "Педагогическая система Академии художеств в XVIII веке". (2) В ней анализируются теоретические основы и практическая методика преподавания в пейзажном и перспективном классах, затрагивается вопрос о роли жанра в структуре академического образования.
з
Среди теоретических трактатов, прямо или косвенно освещающих положение живописных пейзажей, особое место занимают сочинения Д. Дидро, прежде всего статьи в знаменитых "Салонах". Рассуждения философа, освещающие положение живописных жанров, представляют для нас особый интерес, как весьма авторитетные для художников и любителей живописи в Европе, в том числе в России. Размышления Дидро о соотношении образа и действительности, натуры и творческой личности, об особенностях различных живописных жанров, и, в частности, пейзажного, нашли непосредственное отражение в русской художественной теории и практике. Напомним, что под влиянием "Опыта о живописи" появилось письмо Д.А. Голицына, обращенное к ученикам Петербургской Академии художеств. Сам Дидро проявлял живой интерес к развитию русской академической школы, деятельно опекал ее пенсионеров в Париже, помогал приобретать живописные образцы, соответствующие его представлениям о "высокой манере", давал практические советы по воспитанию молодых художников.
Анализируя произведения наиболее известных пейзажистов второй половины XVIII века - Ф. Казановы, Ж.-Ф. Лутсрбура, П. Де Маши, Г. Робера, Ж. Верне, критик демонстрирует точку зрения на задачи и возможности пейзажа, особенности его взаимоотношений с другими жанрами. "О, природа, сколь ты величественна! О, природа, сколь ты внушительна, торжественна и прекрасна!". Восхищаясь красотой природного мира, Дидро придерживается мнения, что искусство изображения природы во многом выступает заменой той близости к натуре, которую человек безвозвратно утратил, приобщившись к благам цивилизации. Призывая современных пейзажистов следовать натуре, Дидро советует им в буквальном смысле слова "быть ближе к природе": "...Взирай на восход и закат солнца, наблюдай бег разноцветных облаков
17
по небу, спускайся в долину к пасущимся стадам и вглядываяйся в сверкание росы на траве, гляди на туман, что постепенно скрывает поля и мало помалу скрывает вершины гор...".
«г
Подчеркивая важность натурных впечатлений, как истинный представитель эпохи Просвещения, наиболее важной философ считает роль художиика-творца, создающего целостный и гармоничный образ. "Натуральность" пейзажного образа у Дидро, как и у Рейнольдса не предполагает "рабского" следования природе. "Неукоснительная точность" в изображении пейзажей хороша, по его мнению, лишь для зарисовок в альбоме путешественника. Дидро предпочитает пейзажи, которые не просто воспроизводят реальный вид, но достойно соперничают с ним по выразительности и красоте. Талантливая картина способна, в таком случае, заменить подлинную природу в глазах зрителя. Дидро использует подобную подмену, чтобы подчеркнуть достоинства пейзажей Ж. Верне. Работы этого художника он представляет как реальные виды, увиденные им в неком, как потом оказывается, вымышленном имении. Увлеченно живописуя их читателю "Салонов", Дидро воображает себя "лицом лицу с природой", а в работах любимого художника ценит "богатство воображения, опирающееся на глубокое изучение натуры".
Описывая виды Ж. Верне, которые словно погружают зрителя в естественную природную среду, Дидро демонстрирует характерное для того времени отношение к живописному пейзажу, как средству, заменяющему городскому жителю реальную красоту природного мира: "Вот истинная жизнь, вот истинное времяпрепровождение. Все соблазны светской жизни никогда не могли убить в людях вкус к природе. Если скучные занятия и унылые обязанности заточив нас в узком кольце города, лишили нас возможности вернуться в леса - первоначальное наше жилище, - мы уделяем часть своего достатка на то, чтобы приблизить леса