Вы здесь

Ценностные ориентации современной российской молодежи : На примере Краснодарского края

Автор: 
Гусарова Марина Александровна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2005
Артикул:
275792
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Молодежь в системе социокультурных отношений 14
1.1. Молодёжь как важнейшая составляющая человеческого 14 капитала и социальный ресурс общества
1.2. Маргинализация как результат социокультурной 27 трансформации
1.3. Особенности молодёжной субкультуры в условиях 38 аномизации
Глава 2. Социализация как процесс освоения культурных 54
ценностей (российская специфика)
2.1. Социализация: сущность, механизмы, особенности 54
подростково - юношеского этапа
2.2. Формирование ценностной структу ры личности 65
2.2.1 .Социальная природа ценностей 65
2.2.2.Воспитательно-образовательный процесс как механизм 71
ценностной социализации
2.3.Динамика ценностных предпочтений российской молодежи 91
Глава 3. Ценностные предпочтения молодежи 107
Краснодарского края как группообразующий фактор
3.1 .Особенности мировоззренческих ориентаций кубанской 107
молодежи
3.2. Неформальные молодёжные движения и организации 113
Краснодарского края
3.2.1. Движения гедонистическо - развлекательного характера 113
3.2.2. Движения политической направленности 124
3.2.3. Движения религиозной направленности 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 147
ПРИЛОЖЕНИЕ (образец анкеты)
2
Введение
Актуальность темы исследования
Системный кризис российского общества обнажил ряд противоречий,как на уровне отдельных институциональных структур, так и в социетальных масштабах. Ряд исследователей (И.М. Слепенков, А.И. Ковалева, В.Т. Лисовский) констатируют явный сбой функций воспроизводящих механизмов, без эффективной работы которых перспективы преодоления кризисного состояния не представляются реальными.
Перемены в обществе создали ситуацию, определяемую как "конфликт поколений", причем в России этот конфликт касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Как справедливо считает В.Т. Лисовский, здесь ‘‘налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя”1. То есть в рамках этой проблематики обращает на себя внимание, во-первых, необходимость гармонизации и согласования интересов социально-демографических групп; во-вторых, выработка единых духовных ориентиров в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями.
Очевидно, что наиболее уязвимыми в плане самоопределения являются группы, находящиеся на стадии возрастного социального выбора и социальной идентификации. Молодежь является именно той общественной группой, которая переживает период становления социальной зрелости и положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Кроме того, молодёжь обладает наиболее долгосрочным воспроизводственным потенциалом, поэтому “возможности её самореализации являются значимым фактором обновления России”2.
По мнению многих авторитетных исследователей (С.Г. Кара-Мурза,
A.A. Хагуров), российский кризис носит культурно-духовный характер; следовательно, существенное значение приобретают ценностные аспекты жизнедеятельности молодежи как социальное явление. Более того, патриарх российской социологии В.А. Ядов полагает, что тип культуры и мышления современной российской молодёжи станет типичным для нашей социокультурной действительности уже через 25 лет, и это придает дополнительную актуальность изучению динамики ценностных ориентаций и жизненных стратегий современной молодёжи.
Современная социализация российской молодежи отражает процесс переосмысления ценностных ориентаций и норм, сложившихся за предшествующие периоды, что обусловлено происходящим в обществе поиском альтернатив дальнейшего развития. Однако социально -
1 Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Социологические исследования. -1998. - № 5. - С.З
2 Слепенков И.М. Социология молодежи // Социологические исследования. - 1993. -№ 3. -С. 130
Глава 1. Молодёжь в системе социокультурных отношений
1.1. Молодёжь как форма человеческого капитала и социальный ресурс общества
Среди исследователей нет единого мнения по поводу определения понятия «молодёжь», но большинство сходятся на том, что молодёжь - это социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных физиологических характеристик, особенностей социального положения (C.II. Иконникова С.Н., 1985). Другая точка зрения по вопросу определения термина «молодёжь» высказана A.C. Запесоцким: это часть населения, находящаяся в стадии социализации, то есть включённая в процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей, позволяющих людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного общества (A.C. Запесоцкий, 1988).
Существует немало разногласий по поводу определения возрастных границ молодёжи. Одни авторы определяют возрастные рамки молодёжи от 16 до 28 лет (С.Н. Иконникова, 1985), другие расширяют эти рамки от 14 - 15 до 28 - 30 лет (С.Л. Катаев, 1986), третьи указывают на период с 13 до 30 лет (В.В. Павловский, 2001). В диссертационном исследовании мы опираемся на эту точку зрения.
К концу двадцатого столетия в силу многих экономических, политических и социальных причин молодёжь перестала быть просто социально - демографической группой. Исследователи обратили внимание на психологические особенности этого возраста, на место молодёжи в системе общественных отношений и на возможные перспективы развития общества посредством включения в него современной молодёжи. Эти перспективы, с одной стороны, выглядят многообещающими, а с другой - ставят ряд вопросов. Так как современная молодёжь развивается в уникальных социокультурных условиях, связанных с системным кризисом российского общества, сложившимся конфликтом поколений, в условиях кризиса традиционных ценностей, то перед обществом стоит серьёзная проблема - изучить феномен молодёжи как разностороннее социальное явление и один из главных социальных ресурсов общества. Так, известный исследователь проблем молодёжи И.М. Ильинский отмечает принципиальное изменение статуса молодежи в социально-историческом процессе: общество «должно открыть молодёжь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодёжи в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодёжи человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации»15.
Современный мир находится в процессе глобальных крупномасштабных •трансформаций, которые не могли не затронуть и российское общество. В
15 Молодёжь России: Тенденции, перспективы // Под ред. Ильинского И.М., Шаронова A.B. -М., 1993.-С. 61
условиях фактического (а не юридического) расслоения российского общества, неравенства возможностей в получении образования, жилья, исполнении воинского долга обостряются проблемы, связанные с молодёжью.
В современных условиях системного кризиса (разлада в функционировании всех основных подсистем общества) нарушился процесс воспроизводства общества. В этом процессе важную роль играет именно молодёжь как «свежая кровь», как достойная и полноценная смена старшему поколению. Но, к сожалению, формирование ценностных ориентаций молодёжи как полноценного ресурса общества затруднено в силу многих факторов, о которых мы скажем позже.
Исследователи актуальных общественных проблем современной России предостерегают власти от поспешных акций по разрушению традиционного образа социальной справедливости, особенно у молодежи. Критика государственного патернализма по отношению к молодежи за ее потребительские настроения, инфантилизм, отсутствие деловой инициативы верна лишь частично. Для взаимодействия общества и молодежи переход к социальному партнерству оказался теоретически несостоятелен и практически вреден. Общество - своеобразная социальная плацента, которая должна обеспечивать молодого человека защитой, привилегиями, гарантиями, авансом, иначе оно (общество) не вправе ожидать гражданственного поведения от молодежи. При этом общество обращает свои взоры на молодёжь как на важнейшую составляющую человеческого капитала и социальный ресурс, связывая процветание российского государства с процветанием всех социальных групп, в том числе и молодёжи.
По мнению И. М. Слепенкова, эффективность реформ в российском обществе во многом зависит от того, насколько адекватно учитываются особенности социального положения различных групп населения и, прежде всего, подрастающего поколения. Молодёжь занимает важнейшую позицию в общественном воспроизводстве, и возможности её самореализации являются значимым фактором обновления России16.
Таким образом, из точек зрения специалистов на современную молодежь можно выделить две проблемы, заявляющие о себе на социетальном уровне.
Во-первых, более «открытый» характер российского социума предполагает ускорение социальной динамики, что обусловливает большую вовлеченность молодежи в общественные процессы, разнообразит ее социальные функции.
Во-вторых, органическое включение молодежных групп в эволюционные механизмы разнообразият задачи, стоящие перед институтами воспроизводства, что предполагает главным образом соответствующие корректировки в государственной молодежной политике.
Безусловно, в нынешних условиях трансформирующегося социума молодежь является едва ли не главным социальным ресурсом общества с точки зрения стоящих перед обществом стратегических задач.
16 Слепенков И.М. Социология молодежи // Социологические исследования. - 1993. - № 3 -С. 130