3
12
12
27
55
55
77
104
156
166
179
196
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства..........................................................
1.1 Генезис предпринимательства как научной категории.......
1.2 Малое предпринимательство: сущность и специфика институционализации в условиях современной России..........
Глава П. Малое предпринимательство как важнейший фактор социально-экономического развития российского общества........................
2.1. Социально-экономическая и эгно-культурная специфика развития малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания...........................................
2.2 Предприниматель в социальной структуре современного российского общества........................................
2.3. Социальные приоритеты государственной под держки малого предпринимательства.........................................
Заключение..........................................................
Список литературы...................................................
Приложение 1........................................................
Приложение 2.........................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул в качестве важнейшей задачи наиболее эффективное использование потенциала государственных, общественных и предпринимательских структур, активизации «человеческого фактора» на пути возрождения и устойчивого развития страны. Она решается по ряду направлений, в том числе на основе институционализации структурных элементов развития бизнеса, особенно малого предпринимательства. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что рыночная экономика может оказывать мощное воздействие на социальную политику предпринимательства. И это стало социальным законом. Государство сегодня не в состоянии решать все проблемы социальной сферы из-за экономических и финансовых трудностей. Напротив, многие вопросы социального обеспечения и социальной защиты населения успешно решаются предпринимательскими структурами. Поэтому при разработке и реализации социальных программ в максимально возможной мере следует учитывать необходимость расширения в создаваемой рыночной системе хозяйствования круга субъектов социальной политики. В связи с этим происходит закономерное привлечение к реализации социальных задач предпринимательских структур.
Сложившаяся в стране в целом и регионах ситуация настоятельно требует исследования перспектив активного и заинтересованного участия нарождающегося отечественного малого предпринимательства в разработке и осуществлении социальной политики. В таком сотрудничестве не может не быть заинтересован любой предприниматель, даже не очень цивилизованный, поскольку при этом легче и быстрее решается множество и его проблем (инвестирование, консалтинг, безопасность и др.). А если это так, то представляется совершенно очевидным интерес государства и общества к возрождению малого предпринимательства как одного из приоритетных путей
комбинации» - это производство новых неизвестных потребителям благ или создание их новых качеств, внедрение новых технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, проведение организационных изменений хозяйственных форм. Подобный подход к предпринимательству стал возможным благодаря переходу от статического метода исследования состояний равновесия к динамическому, результатом чего явилось развернутое определение инновационной деятельности предпринимателей, оказывающей радикальное воздействие на характер и темпы развития экономической системы. В этом качестве предпринимательство служит универсальной общеэкономической функцией любой общественной формации, сочетаясь с выполнением других видов деятельности, прежде всего с управлением. Статус собственника вовсе не является обязательным свойством предпринимателя: оно рассеивается среди специалистов по мере экономического развития. Исключительную роль отводил Й. Шумпетер состоянию хозяйственнополитической среды, проведя сравнительный анализ рыночно-конкурентной и административно-командной систем. Очень важным представляется обоснованное им положение о том, что среда предопределяет не только способы использования возможностей «новых комбинаций», но и основные типы мотивов деятельности предпринимателя, которые состоят, во-первых, в потребности во власти, влиянии, господстве; во-вторых, в стремлении к успеху; в-третьих, в радости творчества. Й. Шумпетер выделил также ряд психологических особенностей, присущих типу предпринимателя, - особая роль воли и способностей по сравнению с интеллектом; способность идти вперед в одиночку, не опасаясь сопротивления и неопределенности; способность воздействовать на других людей. Предпринимательство, по мнению Й. Шумпетера, является особым экономическим фактором в добавление к капиталу, труду и земле1.
1 Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм, демократия - М., 1995.
Неоспоримый вклад И. Шумпетера в теоретическую разработку предпринимательства как научной категории заключается, во-первых, в выделении им признака, позволяющего категориально-типологически определить предпринимательство как деятельность по комбинированию ресурсов в экономической сфере; во-вторых, впервые была дана развернутая оценка предпринимательства как феномена не только капиталистического производства; в-третьих, в обосновании им позитивной роли предпринимательства, которая в первую очередь связана с его способностью преодолевать различные преграды существующих экономических систем; в-четвертых, впервые была дана развернутая трактовка неэкономических мотивов предпринимательской деятельности.
Критический объем накопленных теоретических знаний в области предпринимательства послужил гносеологической основой для основательного переосмысления и развития классических представлений. Феномен предпринимательства получил свое отражение в работах Дж. Гэлбрейта, М. Фридмена, П. Самуэльсона, Л. Мизеса и др. Разработки управленческого аспекта предпринимательства содержатся в трудах П. Дракера, Р. Хизрича, М. Питерса, А. Хоскинга. В контексте исследовательских задач диссертационной работы особый интерес представляет анализ социально-политического и социально-культурного аспектов предпринимательства, представленный работами Ф. Хайека, П. Верхарна, П. Сорокина.
Одну из примечательных особенностей воззрений Ф. Хайека, выдвинувшего ряд принципиальных положений для понимания основополагающих факторов деятельности предпринимателя, составляет рассмотрение предпринимательства в системе либеральных ценностей. В этом ракурсе рассматривается и «концепция неявного знания», согласно которой каждый индивидуум наделен уникальными знаниями (конкретных людей и обстоятельств), и использовать их в своей деятельности может только он один. Свободный рынок координирует всю совокупность процессов использования
- Киев+380960830922