Вы здесь

Потребительский спрос на региональном рынке услуг высшего профессионального образования : на примере Курской области

Автор: 
Беляева Ольга Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2006
Артикул:
277571
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

содержат™:
2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ 11АУЧНОГО ИССЛЕДОВА1ШЯ 11
1.1. Образовательные услуги: сущность, критерии классификации 11
1.2. Особенности функционирования рынка образовательных услуг высшей школы 30
1.3. Мотивация получения высшего образования и выбора профессии личностью на современном этапе развития общества 47
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ) 65
2.1. Характеристика регионального рынка образовательных услуг 65
2.2. Социальные детерминанты потребительского спроса на услуги высшего профессионального образования 83
2.3. Формирование спроса на образовательные услуги в среднесрочной перспективе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 127
ПРИЛОЖЕНИЯ 142
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества рыночные отношения затронули практически все сферы жизнедеятельности человека. Не стала исключением и область высшего профессионального образования. Общее направление реформ, расширение возможностей получения образования в негосударственных вузах и на коммерческих отделениях государственных учебных заведений существенно повлияли на рост количества студентов. В условиях повышения спроса на высшее образование произошли изменения в структуре подготовки кадров, которая на данный момент уже не соответствует требованиям рынка труда. Все большее число выпускников трудоустраиваются не по специальности, полученной в вузе. Поэтому возникает необходимость анализа существующего спроса на образовательные услуги, обстоятельств, влияющих на его формирование, и личностных детерминант профессионального выбора. Проблема заключается не только в выявлении причин, оказывающих влияние на выбор той или иной образовательной услуги, но и в определении способа корректировки спроса с целью предотвращения значительного дисбаланса между рынками образовательных услуг и труда, который ведет к серьезным социальным и экономическим издержкам.
В современной России рынок образовательных услуг функционирует на уровне регионов, каждый из которых имеет свои особенности развития. Выявление особенностей в социально-экономической сфере регионов, а также изучение специфики приоритетов, ценностных ориентаций, жизненных планов населения приобретает в настоящее время все большую актуальность. Исследование условий формирования потребительского спроса на рынке услуг высшего профессионального образования даёт возможность учесть их при определении направления развития конкретного вуза в частности и регионального рынка образовательных услуг в целом.
14
очевиден только в процессе её оказания, в момент действия или позднее. Производство многих видов услуг совпадает во времени и в пространстве с их потреблением. Оно выступает в форме «потребительского производства», то есть не оставляет осязаемых результатов и это усложняет процесс потребительского выбора. Полезность услуг оценивается потребителем в ходе или после их производства. Предварительно же потребитель имеет возможность судить о качестве услуг лишь косвенно: на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением других потребителей или с помощью рекламного образа.
Во-вторых, услуги неотделимы от своего источника. Присутствие потребителя в момент оказания услуги не всегда обязательно, наличие источника - непременное условие реализации услуги. Источником действия, в процессе которого оказывается услуга, может быть как человек, так и машина. Производство многих видов услуг предполагает использование различных материальных объектов. При этом товары в своей материально вещественной форме играют сопутствующую, вспомогательную роль «оборудования» для производства услуг (зачастую обеспечивающего им дополнительную потребительскую ценность). Качество услуг отличает непостоянство, что во многом предопределяется их неотделимостью от своего источника. В зависимости от состояния субъекта, оказывающего услугу, от качественных и количественных параметров применяемого оборудования, характеристики одной и той же услуги могут варьировать в весьма широких пределах.
В-третьих, услуги несохраняемы. Отсутствие материальной субстанции делает невозможным хранение и транспортировку услуг с целью их последующей реализации. В конечном итоге в большинстве случаев потребитель оплачивает услугу (в частности образовательную), свойства которой он сможет идентифицировать лишь в будущем, что порождает риски получения услуги ненадлежащего качества.
Несохраняемость услуги и её неотделимость от источника порождает и ещё одно, весьма существенное в условиях регионально стратифицированной
15
экономики свойство услуги: их территориальную локализацию. В этой связи нельзя не отметить, что рынок услуг как некая экономически упорядоченная сфера взаимодействия совокупного производителя и потребителя практически предстаёт сложной и иерархически упорядоченной системой региональных и локальных рынков с присущим им соотношением спроса и предложения, ценовыми параметрами конкретной услуги, их качественными характеристиками, масштабами и формами конкуренции.
В-четвертых, услуги неоднородны по своему составу, что обусловливает необходимость их классификации. Основные виды классификации услуг представлены в таблице 1 (см. приложение 1).
Наиболее распространённой является группировка услуг с позиции их конечной функциональной направленности, которая предусматривает обособление четырёх основных «блоков» услуг.
К первой группе в соответствующих классификационных схемах (Е.Н. Жильцов, Г.В. Полунина и другие) относят услуги, непосредственно связанные с производством определённых материальных благ (ремонт
производственного оборудования, грузовой транспорт, производственная связь и другие).
Вторая группа услуг обеспечивает производство и обращение
материальных благ вне производственной сферы (торговля, общественное питание, ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров и другие).
В третью группу относят услуги, обращённые непосредственно на конкретного человека, поддержания его здоровья, формирования и
удовлетворения разнообразных духовных потребностей (медицинские,
туристические, культурные и другие). Сюда могут быть отнесены и образовательные услуги.
Четвёртую группу составляют услуги, ориентированные на общество в целом («услуги» государственного аппарата управления, армии, правоохранительных структур и тому подобные).