Оглавление
2
Введение.................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению старшего поколения в современном российском обществе............................15
§ 1. Старшее поколение как структурный элемент системы общества........15
'§ 2. Особенности социально-экономической адаптации населения старших возрастных групп в условиях реформирования российского общества: поколенческий анализ...................................................42
Глава П. Старшее поколение как объект социальной политики в современной России.....................................................82
§ 1. Основные направления социальной политики в отношении населения
старших возрастов......................................................82
§ 2. Функции социальной защиты в отношении старшего поколения (на примере РТ)...................................................................121
Глава Ш. Отношение современного российского общества к старшему поколению (на примере РТ).............................................153
§ 1. Восприятие старшего поколения в массовом сознании россиян........153
§ 2. Адаптационные возможности старших граждан в условиях рынка.......171
Заключение............................................................196
Список литературы.....................................................206
Приложение 1. Инструментарий исследования «Пожилые люди в условиях
реформирующегося российского общества»................................218
Приложение 2. Инструментарий исследования «Образ старшего поколения в
общественном мнении...................................................225
Приложение 3. Инструментарий исследования «Отношение учащейся молодежи старшего школьного возраста и студентов к людям пожилого возраста».............................................................227
\
3
Введение
Актуальность исследования. Экономические и социальные реформы в России, осуществляемые последние десятилетия, изменили структуру российского общества. Реформирование российской экономики повлекло за собой изменение системы ценностей, идеалов и адаптационных ресурсов старшего поколения в изменяющихся условиях существования российского общества. В результате складывается противоречивая структура, где статусные различия одних, более успешных и востребованных, подавляют существование других. Возникает опасность создания барьеров между зависимой частью населения и обществом в целом. Связи между различными группами населения становятся более формальными, механическими, вследствие отсутствия в обществе объединяющих его идей. В свою очередь обострились проблемы социальной защиты населения старших возрастных групп, так как после отмены государственного планирования различных сторон жизнедеятельности общества, большинство людей старшего возраста оставлены с минимальными средствами к существованию, практически на уровне выживания.
В условиях реформирования российского государства необходим поиск путей интеграции старших возрастных групп, новых стратегий их адаптации, как наиболее социально незащищенных. На современном этапе данный процесс возможен как при условии получения помощи со стороны государства, так и при участии общества в целом. Положение представителей «третьего возраста» внутренне «вплетено» в процесс изменений, происходящих в обществе. В данном контексте, население пожилого возраста должно быть интегрировано в процесс социального развития общества, что есть важный стратегический аспект, и для России имеет серьезное не только политическое и социальное значение, но и ресурсосберегающее - пожилые люди могут дольше оставаться важным экономическим потенциалом общества, который может оказать влияние на благополучие и развитие России. Проблема актуализируется еще и тем, что по-
22
Опираясь на концепцию системы, необходимо разъяснить, что в понимании Т. Парсонса есть общество. В работе «Общества» он берет за исходную точку анализа определение, восходящее, по его словам, к Аристотелю: «Общество есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением»1. Самодостаточность Т. Парсонс объясняет как функцию от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества со средой и от степени его внутренней интеграции. Она состоит в способности общества институционализировать какие-то элементы культуры, которые задаются извне системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию2.
Системный метод анализа общества, сторонниками которого были также
II. Луман, У. Бакли, позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурнофункциональное направление социологии является, вероятно, одним из самых
значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием и позволя-
з
ет выявлять многие закономерности в социальной системе .
В любой системе выделяют структуру - относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения между системой как целым и ее частями, а также функцию - роль, которую выполняет элемент, тот вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность. Социальная структура во мно-
1 Парсонс Т. О социальных системах / Под. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 6.
2 Там же: С. 781.
3 Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: основные направления исследований.-М.: РУСАКИ, 1999. - С. 128; Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: основные направления исследований. - М.: РУСАКИ, 1999. -С. 139.
23
том определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Так утверждают сторонники системного подхода к анализу общества, что системное качество — это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам1.
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Если социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект, а отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы, то понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента —* социальный состав и социальные связи. Социальный состав — это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой — социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в ха-
1 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взамоотношения // THESIS (Теория и история экономических и социальных институтов и систем). Т. 1. Вып. 2. - М.: НЛЧАЛА-ПРЕСС, 1993. - С. 94-122; Тернер Дж. Структура социологической теории. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. Часть I. Функциональные теории. Глава 2. Ранний функционализм. - С. 42-58. Глава 3. Функциональный императивизм: Толкотт Парсонс. - С. 58-100. Глава 4. Фупкционалыгый структурализм: Роберт Мертон. - С. 101— 124.
- Київ+380960830922