m 2 —
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ЕЕЕДЕНИЕ......... ........................................... 3
Глава I. ИСТОКИ.............................................. 12
1.1. Инженерные традиции .......................... 15
1.2. Ошт индустриального строительства 22
1.3. Профессиональный экспериментализм ............ 24
1.4. "Дома из набора" ............................. 36
Выводы.......................................................... ..................................................... 40
Глава П. КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ..................... 43
2.1. Техномир как реальность ...................... 43
2.2. Преломление техники в художественном сознании ..................................... 56
Выводы ....................................................... 72
Глава Ш. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ...................... 75
3.1. Лидеры направления ........................... 77
3.2. Развитие тенденций .......................... 108
Выводы ...................................................... 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 123
ПРШЕЧАНИЯ К ГЛАВАМ ........................................ 137
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ...................................... 153
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Овладение достижениями новейшего этапа научно-технического прогресса, связанного с развитием авангардных технологий и внедрение их во все сферы человеческой деятельности, рассматривается сегодня в русле основной экономической и социальной стратегии нашего общества^. С освоением передовых научно-технических достижений во многом связаны и перспективы культурных преобразований. Архитектура непосредственно включена в комплекс этих проблем.
В постановлении ЦК КПСС и СМ СССР "О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства” (# 1058 от 19 октября 1987 г.) была особо подчеркнута социальная значимость архитектуры, призванной воплощать единство искусства, науки и техники, материальной и духовной жизни общества. В нем, в частности, отмечалось, что наука должна сосредоточить внимание на развитии фундаментальных исследований в области архитектуры, разработке научно-технической политики с учетом анализа новейшего
. . о
отечественного и зарубежного опыта . К необходимости внимательного изучения и освоения продуктивного зарубежного опыта настоятельно призывает нас сам дух прогрессивных преобразований, начавшихся в нашем обществе.
Современное состояние отечественной архитектуры во многом обусловлено ориентацией на морально устаревшие технологические и организационные методы, монополизировавшие строительную индустрию, снижением профессионального интереса к освоению передовых научно-технических достижений и связанных с ними новых художественных средств. Влесте с тем в экономически развитых странах Запада уже накоплен достаточный опыт, позволяющий оценить как положительные, так и отрицательные стороны проложенных
-16 -
Будучи помощником садовника, Пэкстон действительно имел практику сооружения оранжерей из типовых деревянных конструкций, но конечно же они не шли ни в какое сравнение с грандиозными масштабами павильона первой в мире промышленной выставки.
Главным и наиболее радикальным нововведением этого сооружения для практики гражданского строительства стал принцип сборки на месте из металлических элементов промышленного производства, который позволил закончить строительство всего за 14 недель и полностью оправдал себя при переносе здания на новое место. Более того, при возведении павильона в Седенхаме (близ Лондона) были продемонстрированы не только достоинства сборного метода строительства из набора типовых модулей, но и возможность модификации его пространства и внешнего вида в соответствии с новыми требованиями. Однако заложенный в новых методах потенциал не скоро получил распространение.
Хорошо известно неоднозначное восприятие современниками Хрустального дворца.
Проблема упиралась в вопрос о том, может ли индустриальный метод обеспечивать преемлемую архитектурную эстетику. Примечательно, что интерьеры седенхамского варианта Хрустального дворца были декорированы под классические архитектурные стили, а некоторые механизмы того времени имели трехчастный архитектурный ордер, который выступал как метафора культурной освоенности тех-номира, ее "очеловеченности" и обжитости (ил. 5.1,6).
Лишь с приближением темпов обновления и освоения промышленных технологий к сменности выставочных экспозиций "архитектур-ность" машин сменилась "машинообразностью" архитектуры. В тридцатые годы XX в. Хрустальный дворец был канонизирован в качестве классического образца сборного индустриального строительства.
- 17 -
Значительной фигурой, положившей начало британскому модернизму 30-х гг. XX в., является инженер-строитель по образованию Оузн Уильямс (1890-1969). Он экспериментировал с новыми строительными материалами - бетоном, металлом, стеклом, слоистым деревянным брусом. Известны его работы по использованию бетона для корабельных пирсов, а также первое крупномасштабное применение армированного бетона в строительстве "Выставки империи" 1924 года. Наибольшее влияние на развивающиеся принципы в архитектуре функционализма оказало здание химической фабрики фирмы Бутс в Бистоне, Нотингем (1932) с грибовидными колоннами, поддерживающими бетонные плиты, и большими пространствами остекления, ставшими образцом архитектуры модернизма и утверждением новых эстетических критериев архитектуры (ил. 10.1,2). Среди его других построек - цементная фабрика в Эссексе (1933), плавательный бассейн и спортивная арена в Уэмбли (1934) с пролетом из преднапря-женных бетонных сводов пролетом около 80 м и оздоровительный центр в Пекгаме (1934).
Развитие новых строительных материалов и конструкций значительно ускорилось после второй мировой войны. Нехватка традиционных строительных материалов требовала экономии, а также стимулировала новаторство, особенно в области строительной технологии.
В этот период Феликс Самуэль (1902-1959) разрабатывал технологию изготовления преднапряженного бетона (фабрика Малаго в Бристоле, 1949), систему складчатых плит из бетона и полностью сварные пространственные рамные конструкции (Павильон транспорта и коммуникаций, а также структура - символ "Скайлон" на фестива-
с
ле Британии, 1951 г. , в разработке которых принимала участие упоминавшаяся уже инженерная компания Фримен-Фокс.(ил. 12.4).
В 0(|исе Киер энд Ко началось сотрудничество Самуэля и ОвеАрупа. Начиная с 1938 г. Самуэль читал лекции в АА и в большой степени
- Киев+380960830922