Вы здесь

Маргинальные слои в социальной структуре российского общества : на примере мигрантов Хабаровского края

Автор: 
Стремилова Ольга Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2009
Артикул:
293748
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Маргинальность как социальное явление: теоретико-методологические аспекты.................................................................13
1.1. Понятие маргинальность: история возникновения...................13
1.2. Маргинальность в американской и европейской традиции............29
1.3. Взгляд на проблему маргинальности в отечественной социологической литературе..............................................................51
1.4. Маргинальная структура российского общества.....................62
Глава 2. Мигранты как маргинальный слой в социальной структуре Хабаровского края.......................................................73
2.1. Мигранты как фактор формирования маргинального социума на Дальнем Востоке.........................................................73
2.2. Маргинальное пространство Хабаровского края.....................96
2.3. Отношение к мшрантам со стороны местного сообщества как один из факторов сохранения состояния маргинальности...........................109
2.4. Маргинальная ситуация и конструктивные формы выхода из состояния
маргинальности........................................................123
Заключение............................................................129
Библиографический список использованной литературы.....................135
Приложения........................................................... 148
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании.
Перемены, сопровождающие изменение устоявшихся традиций и ценностей приведи к резкому изменению социальных ролей и статусов огромного количества людей. Усилилась необходимость точной самоидентификации собственного бытия человека по многим позициям в рамках социума. Лишившись привычных ролей и функций, социальные группы и отдельные индивиды попали в состояние неопределенности, промежуточности. В социологической литературе это трактуется понятием маргинальности.
В центре нашего внимания - исследование поведения мигрантов как маргинального слоя.
Самой злободневной и актуальной проблемой, возникшей в связи с маргинализацией, явилась проблема адаптации в новой среде для мшрантов. Маргинальный статус мигрантов обуславливается тем, что переезд в Россию позволяет снять культурную маргинальность (осуществляется смена социального окружения, люди становятся «типичными» по своим этническим характеристикам и образу жизни), однако, теряя важнейшие ресурсы, они переходят в ситуацию структурной маргинальности. Значительная нисходящая мобильность, неопределенный правовой статус, недостаток ресурсов для жизнеобеспечения, невозможность применить профессиональные знания и опыт также создают маргинальность промежуточности, переходности, трансформации базового социального статуса.
Помимо объективных факторов, характеризующих современную общественную ситуацию, актуальность темы обуслоачена потребностью в разработке новых теоретических моделей, которые позволили бы изучать и объяснять практические проблемы современного этапа общественного развития Хабаровского края. Это в значительной степени сориентировало наше исследование относительно его содержания и направленности. Интенсивные
14
В историческом плане изучение маргинальности приобрело особую практическую значимость с началом становления социальных и политических институтов капиталистического общества в странах Западной Европы XVII -XIX вв., формирования там государства в его нынешнем понимании. И хотя в работах XVII - XIX вв. (вплоть до начала XX в.) понятие маргинальности не встречается, ученые и философы XX в., изучая маргинализацию в обществе, порой ссылаются на опыт рассмотрения и разработки конкретных рекомендаций по этому вопросу, относящиеся к XVII —XIX вв.1
На философском, идейном уровне проблему маргинальности затрагивал еще Платон. Размышляя об идеальном государстве, он говорил о необходимости оградить общество от людей быстро меняющих идентификацию, т.к. они вносят неопределенность в общественный порядок и бывают непредсказуемыми.2
Семантическую и концептуальную общность проблема маргинальности имеет с проблемой социальной аномии. Аномия как социальное явление было присуще обществу во все времена. Еще мыслители Древнего мира указывали на то, что отклоняющееся поведение отдельных индивидов, а также неу клады вающиеся в существующие правила человеческого общежития действия отдельных социальных групп пагубно, а порой и разрушительно влияют на общество. Такого рода явления были охарактеризованы как апотоэ, т.с. беззаконный, стоящий вне норм, неуправляемый. Значительно позднее, уже в конце XVI - XVII вв. термин «аномия» употреблялся для указания на пренебрежение божественным законом. В современные гуманитарные науки понятие аномии ввел французский социолог Э. Дюркгейм. Оно обозначает любые виды «нарушений» в ценностно - нормативной системе общества. Среди них выделяют «вакуум», или отсутствие регулирующих поведение людей норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение, их расплывчатость, а также противоречивость между
Махмутов Т.Д. Маргинальное!!, в общественных трансформациях. - М.: Издательство «Гуманитарии» Академия гуманитарным исследовании, 2003. - С. 10.
: Платон. Государе I во. Собр. соч. в -1-х т. - М.: Мысль. 1994. - Т. 3. - С. 79-420.
15
нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии в обществе часто слабо регулируются безграничные по своей природе человеческие желания. Отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, эпохам перестроек).
Дюркгейм Э. ввел в социологию понятие аномии как часть своей историкоэволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного общества. В частности, ученый отмечал, что необходимым условием возникновения аномии является расхождение между потребностями, интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, с другой стороны.1 В этой связи современное промышленное общество, которое Дюркгейм рассматривал в противопоставление «традиционному» устойчивому и сплоченному обществу, постоянно воспроизводит ситуацию, в которой многие люди находятся в неустойчивом социальном положении, обладают неопределенным социальным статусом, лишены чувства коллективной солидарности и связи с какой-либо группой или обществом в целом. Все это создает благоприятную среду для проявлений аномии, приводит к отклоняющимся и саморазрушающим формам поведения. При этом такое состояние может характеризовать как отдельное лицо, гак и общество в целом.
Таким образом, аномия, в широком и общем смысле, предстает как «состояние общества, в котором тс или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам».2
1 Философский словарь/ Под ред. И. Г. Фролова. - М.: Республика, 2001. С. 33-34. ' Нона я философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2000. - Т. 1. С. 112.