Вы здесь

Статусно-ролевые особенности молодых учителей в реформируемом обществе : региональный аспект

Автор: 
Хридина Наталья Александровна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2009
Артикул:
294350
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
Глава 1. РОССИЙСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Социально-профессиональная сущность учительства как структурно-образующей группы социума..... 15
1.2 Статусно-ролевые позиции молодых учителей как субъектов социально-профессиональной деятельности... 37
1.3 Субъективные и объективные детерминанты социально-профессиональной адаптации молодых учителей . 57
Глава 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СТАТУСНО-РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
2.1. Основные показатели положения российского
учительства как социально-профессиональной группы общества.................................. 81
2.2 Состояние и динамика статусно-ролевых позиций молодых учителей в регионе................... 104
2.3 Обеспечение социального престижа учительства как императив социальной политики государства. 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 149
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 153
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................... 167
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В реформировании российского
государства особая миссия возложена на общеобразовательную школу как
важнейший институт его успешного функционирования и развития. Ведущая роль в обучении и воспитании учащихся принадлежит учительству, являющемуся транслятором знаний и социализации подрастающего
поколения.
В стране принята и реализуется долгосрочная стратегия развития российского образования, направленная на улучшение положения учительства, подготовку и формирование педагогического корпуса, соответствующего потребностям современного общества.1 Достижению образовательных целей способствовала реализация национального проекта «Образование» и объявление 2010 года-Годом учителя.2
Между тем, российское учительство находится в сложной и противоречивой ситуации, обусловленной характером общесистемных трансформационных процессов. Сокращение количества
общеобразовательных школ в целом по России с 1990 года составило 12,2%, в них на треть уменьшилось число учащихся. Количество рабочих мест для учителей за последние пять лет сократилось на 10%, но немалое их число является вакантными. При этом педагогические вузы выпускают около 120 тысяч молодых специалистов, в то время только третья часть их выпускников приходит работать в школу после окончания вуза.
Вследствие деформации социальной структуры российского общества, возникло необоснованное снижение престижности профессии учителя, что не позволяет обеспечить его нормальную жизнедеятельность. Выполняя
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. Федеральная программа развития образования на 2006 - 2010 годы [Электронный ресурс] http://www.fcpro.ni/content/view/l 1/76/
2 Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года учителя» от 25.03.2009. №259 [Электронный ресурс]
1Дф://ёоситспЬкгет1т.ги/ск>с.а5р?ГО^051222
3
возможности. В качестве основных фаз группового проекта восходящей мобильности мы рассматриваем создание идеологии группы, ее публичного образа и формирование сильных профессиональных организаций.13
Социологический ракурс рассмотрения проблем образования и воспитания весьма характерен для отечественной обществоведческой мысли. Работы, касающиеся социальных аспектов педагогики, появляются в России еще до, собственно, социологических трудов. В силу особого характера экономического развития страны, задачи образования стояли особенно остро.
В дореволюционный период социально-профессиональная группа учительства имела высокий социальный статус и обладала значительным социально-профессиональным ресурсом. Учитель в царской России стоял по своему социальному положению на достаточно высокой ступени. Особенно это проявлялось на селе, где самыми авторитетными фигурами являлись староста, священник и учитель.
Положение учителей кардинально изменилось в послереволюционный период, когда произошло снижение статуса и авторитета учительства, которое рассматривалось только как объект забот и исполнитель управленческих, реформаторских и других замыслов. Подобное отношение к учительству имеет свое культурно-историческое обоснование, основанное на общепризнанном образе педагога как учителя-государственника, учителя-патриота. Такой тип учителя складывался в соответствии с представлением властных структур об учителе как государственном служащем, оказывающим непосредственное влияние на сохранение и укрепление государственного строя. Однако длительное административно-покорное следование указаниям детерминировало «определенную охранительную линию развития педагогического менталитета».14 Отсутствие властной
13 Мансуров В.А. Динамика статусных позиций российских врачей в процессе профессионализации / В.А. Мансуров, О.В. Юрченко // III Всероссийский социологический конгресс. - М. 2008.
14 Лельчинский И.Д. Проблема образа учителя как фактора государственной безопасности в отечественной педагогике начала XX века / И.Д. Лельчинский // Мир образования -образование в мире. - 2002. - № 2. - С. 7.
17
N
автономии учителей объясняется слабостью их профессионального сообщества.
Просвещение в России порождало движение общественности, которая уже с начала XIX века вступила в борьбу с властью за те идеи, которые неизбежно несло с собой образование, начиная с православной школы Древней Руси. В работе П.Н.Милюкова «Очерки по истории русской культуры», ставшей заметным явлением общественной науки, много места уделено обсуждению социального состава учителей и учащихся различных учебных заведений, характерных особенностей начальной, сельской школы, учительских семинарий. Как отмечал П.Н.Милюков, «история школы и просвещения в XIX в., собственно, и есть замаскированная история этой борьбы».15
Общественная дискуссия в России конца XIX - начала XX вв. об организационных формах высшего педагогического образования способствовала принятию решения о подготовке учителей на базе университетского образования, а не специальных педвузов. В 1910-х гг. в Педагогическом институте Москвы (созданном в 1911 г.) было развернуто обучение учителей гимназий и средних школ из числа выпускников университетов и духовных академий. Создание корпуса столь
квалифицированных воспитателей выступало основанием для социально-
экономического развития страны.
В первые годы советской власти государственная политика в сфере образования была направлена на воспитание нового поколения людей. В отношении педагогических кадров осуществлялись многочисленные чистки советской школы от "неблагонадежных элементов", учителей несоциалистической ориентации, тех, кто пытался придать обучению
творческий, а не сугубо политически ориентированный характер. Политика вовлечения "всей массы" учителей "в активное социалистическое
15 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. Т. 2. Ч. 2. Искусство. Школа. Просвещение. - М.: Прогресс-Культура, 1994. - 279 с.
18