Вы здесь

Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентаций зрительской аудитории

Автор: 
ЛосеваДемидова Екатерина Сергеевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
296369
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................... 3-20
Глава 1. Социокультурная роль оперного театра в современных условиях
1.1. Трансформация ценностных ориентаций зрителя
в современном контексте развития оперного театра как
социального института.................................... 21-40
1.2. Отечественные и западные концептуальные подходы к определению понятия публики.............................. 41 -52
1.3. Теоретико-методологические основы социологического
подхода к исследованию театральной аудитории............. 53-68
1.4. Социокультурный аспект деятельности современного
оперного театра.............................................. '* 68-80
Глава 2. Социологический анализ влияния репертуарного предложения современного оперного театра на
формирование ценностных ориентаций зрителя (на материалах конкретно-социологических исследований аудитории ГАБТа и «Геликон-Оперы»)
2.1 .Специфика проведения конкретно-социологического
анализа структуры современной оперной аудитории.................. 82-95
2.2. Анализ особенностей и тенденций репертуарной политики современного оперного театра............................. 96-108
2.3. Основные факторы влияния репертуарного предложения современного оперного театра на формирование ценностных ориентаций зрителя (социологический анализ современного зрительского поведения в сфере оперного искусства)............. 108-130
Заключение..................................................... 131-144
Библиография................................................... 145-176
Приложения..................................................... 177-179
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Диссертационная работ посвящена исследованию особенностей влияния современного оперного искусства на зрительское поведение, через анализ которого мы можем выйти на механизмы формирования ценностных ориентаций зрительской аудитории. Возникла необходимость социокультурного переосмысления функционирования такого социального институт как оперный театр в современных условиях, когда повышается значимость публики в культурных процессах современности. Сегодня активно развиваются крупномасштабные мировые проекты в области культуры, которые разрушая государственные границ!,I, формируют мировое оперное пространство что, не в последнюю очередь, влияет на формирование качественно нового состава и механизмов поведения современной оперной аудитории. Данное исследование раскрывает социальную значимость попыток московских оперных театров (на примере Государственного академического Большого театра России (далее ГЛБТ) и Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана (далее «Геликон-Опера») войти в контекст мировой оперной культуры, сложившейся во второй половине XX века.
Оперный театр как один из институтов социализации оказывает непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций индивида. Оперному театру необходимо располагать исчерпывающей информацией о своей аудитории, её различных характеристиках, тенденциях к изменению, которые достигаются методом тщательного социологического анализа.
Выбор темы обусловлен недостаточностью социокультурных исследований современной оперной аудитории и, в первую очередь, влияния театрального репертуара на формирование ценностных ориентаций зрительской аудитории. В зрительских реакциях и ориентациях проявляется социокультурная стратификация театральной публики. Разнообразие современного оперного репертуара привлекает различную по социодемографическим параметрам зрительскую аудиторию. Показывая сложное искусство, новаторское по художественному языку, оперный театр способствует формированию всё более специфической публики, способной перейти границы привычного художественного языка. С другой стороны,
3
постановлений РФ, других законодательных актов), публикации в специализированных научных журналах и периодической печати.
Диссертационное исследование опирается на общесоциологические методы: диалектический, логический, метод исторического анализа, научной систематизации и сравнительного анализа, а также специальные социологические методы получения первичной информации и вторичного анализа эмпирических данных. Концептуальную основу диссертации составил метод структурно-функционального анализа.
Эмпирическая база исследования. Основной эмпирический материал был получен в ходе четырёх панельных социологических исследований, проведённых автором в ГАБТе (2002, 2004, 2006 гг.) и «Геликон-Опере» (2003 г.). В качестве метода сбора социологической информации был выбран анкетный опрос, что наложило определённый отпечаток на методологию и методику исследований и обусловило специфику полученных результатов.
Генеральную совокупность составила московская оперная аудитория как социальная общность. Выборочную совокупность - зрительская аудитория конкретных спектаклей ГАВТа и «Геликон-Онеры», составившая около 4 000 опрошенных респондентов (в 2002 г. - 550, в 2003 г. - 1014, в 2004 г. - 1653, в 2006 г. - 774). Выборочная совокупность пропорциональна генеральной совокупности, что позволяет говорить о репрезентативности исследования и экстраполировать полученные результаты на всю генеральную совокупность. Доверительный интервал составил примерно ± 6%.
В процессе работы над проблемой использовались описательный и аналитический виды исследования. В процессе описательного исследования осуществлялась характеристика оперной аудитории с точки зрения современного состояния её развития. При этом учитывались особенности, связанные с гендерными, возрастными, социально-профессиональными особенностями респондентов. Также были выявлены мотивационные, поведенческие механизмы деятельности респондента, включающие его потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
16
1. Выявлены трансформации ценностных ориентаций современного оперного зрителя в сторону эскалации развлечения при ослаблении воспитательнопросветительской мотивации.
2. Определены новые социокультурные особенности репертуарной политики современного оперного театра, проанализирована такая современная модель развития оперного театра, как открытая.
3. Выявлены и проанализированы характерные социодемографичсские черты современной оперной аудитории, а также основные факторы влияния репертуара на формирование ценностных ориентаций зрительской ауди тории, в частности художественно-эстетических, в сфере оперного искусства, выраженные в зрительском поведении, а именно в зрительской активности (частоте посещения); лично-групповом распределении зрительской аудитории; в факторах интереса к посещению спектаклей; в факторах, способствующих или препятствующих посещаемости оперного театра на базе собственных конкретно-социологических исследований в таких известных оперных домах, как ГАБТ и «Геликон».
4. В ходе исследований показано распределение театральных предпочтений оперных зрителей, осуществлён анализ вариаций состава аудитории в зависимости от постановки (на примере ГАБТа и «Геликона»).
5. Выявлены современные корреляции во взаимоотношениях между оперным театром и его зрителем. Выделены факторы, повлиявшие на изменение характера контакта театра с публикой, повлёкшие за собой качественные изменения типологической структуры современной оперной аудитории, породившие изменения художественных ориентаций и вкусов зрителя в сфере оперного искусства, а именно изменения культурного ландшафт (увеличение возможностей проведения досуга) и ценностных приоритетов в связи с современными процессами в обществе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Наблюдаемая сегодня тенденция глобализации культурных процессов в обществе ведёт к формированию глобальной информационной сети, транслирующей и культурную информацию. Глобализационные процессы, унифицируя культуру, в то же время ведут к синтезу культур, их взаимовлиянию и взаимопроникновению. Что мы видим на примере
17