ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................3
Глава I. Правовое сознание как феномен духовной жизни общества..........11
1.1. Сущность и структура правового сознания............................. 11
1.2.1 Іравовое сознание и правовой менталитет: механизм взаимодействия 47
Глава 2. Правовое сознание российского общества в современных условиях............................................................... 67
2.1. Трансформация правового сознания в условиях становления правовых отношений демократического общества 67
2.2. Трансформация правового сознания в условиях формирования правовых отношении информационного общества........................ 87
2.3. Правовые ценности российского общества в современных условиях 118
Заключение.............................................................. 142
Список литературы
148
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Смена социально-экономического %
строя, которую Россия пережила на исходе последнего века второго тысячелетия, привела к стремительной ломке существующей системы ценностей, установок и форм поведения. Важнейшим ценностным ориентиром и одной из центральных задач современного этапа развития России является построение гражданского общества и правового государства. Решение этой задачи возможно лишь на базе прочного правового порядка. Такой порядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. В результате своего эволюционного развития человеческое общество выработало различные способы регуляции социальных процессов и установления правопорядка. Особое место среди них отведено праву, законодательству, правовой системе.
Право обладает мощным потенциалом воздействия на социальные процессы. В переломных, кризисных ситуациях оно несет в себе средства защиты от тенденций размывания суверенности и целостности государства, сохраняет наработанные человечеством фундаментальные культурные и духовные универсалии. Результаты правового регулирования, его эффективность зависит от того, насколько развито сознание индивида и, прежде всего, такая его сторона, как правосознание. Правосознание лежит в основе социально-правовых практик, то есть системы устойчивого, взаимосвязанного и взаимно ориентированного поведения социальных субъектов в различных сферах жизнедеятельности общества и, в первую очередь, в сфере правовой реальности. Степень изменения социально-правовых практик с ростом культуры правосознания является наиболее надежным критерием глубины институциональных сдвигов в обществе.
Актуальность предлагаемой работы заключается и в гносеологической переориентации, переосмыслении характера социального развития и поиском методов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социокультурных
15
естественного, доправового состояния относительного беспорядка возникали первичные формы государственности как оплота социального порядка.
Логика утверждения порядка оказывается оптимальной, как правило, в тех случаях, когда система является открытой, и происходит активное взаимодействие внешних и внутренних факторов. Обмен энергией и информацией с внешней средой, приспосабливание к ее меняющимся требованиям влекут за собой усложнение структуры, совершенствование содержания, приумножение и дифференциацию функций.
Социальный порядок возникает там, где между различными субъектами обнаруживается или устанавливается относительная сбалансированность противоположных устремлений, позволяющая образовываться устойчивым, надежным и продуктивным связям, скрепляющим всех активных и пассивных участников взаимодействия в единые, успешно функционирующие целостности. Совокупности этих связей составляют относительно устойчивые внутренние структуры, конфигурации которых оказываются отмечены печатями функциональной целесообразности.
Социальный порядок как устойчивая и сравнительно долговременная связь между вещами, субъектами и прочими элементами системы, сцепляющая их в целостность, обычно подчиняется нормативному принципу равновесия. Уравновешенность противоположных силовых векторов позволяет общественной системе достаточно успешно выполнять свои функции.
Любая система, стремящаяся к самосохранению, вынуждена приводить себя в отношения динамического равновесия с окружающей се средой, го есть адаптироваться к ней и ее требованиям. Процесс адаптации будет выглядеть для нее, во-первых, как деятельность по собственному самоупорядоченню, а во-вторых, как усилия по некоторой реорганизации и соответствующему упорядочению тех фрагментов среды, с которыми система взаимодействует. Так, социум в качестве сверхсложной системы должен непременно приспосабливаться к требованиям естественной среды, космоса и
16
самоорганизовыватъся определенным образом. С этой целью он создаст систему искусственных, сверхбиологических средств, ИфаЮЩИХ роль своеобразного «буфера» между социумом и космосом. Вся совокупность этих средств и обозначается понятием цивилизация. Должным же следствием их успешного функционирования является цивилизованный порядок, в утверждении которого участвуют все созданные человечеством за его историю защитные механизмы по борьбе с угрозой внешних и внутренних деструкций.
Вели в основе естественного порядка лежат объективные законы природы, функционирующие независимо от воли и желаний людей, то социальный порядок, его организация, установление и поддержание требуют активных человеческих усилий. Когда подобные усилия оказываются успешными и плодотворными, у социальной системы появляется возможность обрести такое качество, как цивилизованность, и называться цивилизацией.
Социальная система, стремясь к развитию и динамично-равновесной стабильности, разрабатывает средства и способы по нейтрализации деструктивного потенциала внутренних антагонизмов, по переводу общественных противоречий в режим равновесно-компромиссного существования, где отношения между противоположностями складывались бы не на основаниях имморально-неправовой вседозволенности, а были бы подчинены определенным нормам и принципам, открывающим путь к взаимололезному сотрудничеству.
В системе социального порядка правопорядок предстает в качестве относительно самостоятельной величины социальных процессов, которая имеет два основных своих источника (идею права и конкретный механизм регуляции отношений в системе бытия власти. Правопорядок не существует сам по себе: он всегда является элементом и способом структурирования социального пространства, которое в свою очередь обладает собственными параметрами. К примеру, европейское и российское социальное пространства существенно различны, чю не может не найти своего отражения и в сфере правоотношений
- Київ+380960830922