Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТРУКТУР И ПРОЦЕССОВ............................23
1.1. Направление диссертационного исследования.................23
1.2. Особенности и проблемы развития системного подхода в социологии. 26
1.3. Разнообразие подходов к основам социального поведения с точки зрения различных наук о человеке......................................38
1.4. Роль среды в формировании личностной и социальной систем в представлении различных наук...................................49
1.5. Свойства систем...........................................58
1.6. Иерархичность социальных систем. Блок-схема модели социальной системы........................................................67
Краткие выводы по главе........................................70
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ...............................72
2.1. Способы получения информации личностной системой..........72
2.2. Информационная модель личностной системы..................82
2.3. Механизмы формирования информационных структур личностной системы........................................................96
2.4. Кризисы управления личностной системой...................112
2.5. Информационные процессы в межличностных взаимодействиях и в малых группах.................................................117
2.6. Модель информационной социальной системы.................124
2.7. Позиция личности и ее изменения в информационной социальной системе.......................................................133
Краткие выводы по главе..................................... 137
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТРУКТУР СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ......................................................141
•г.
у
3
3.1. Разнообразие типологий общества и информационно-структурная типология социальных систем....................................141
3.2. Формирование информационных структур социальных систем в стационарных условиях среды....................................147
3.3. Формирование информационных структур социальных систем в динамичных условиях среды......................................156
3.4. Условия перехода социальных информационных систем в динамичную фазу развития..................................................165
3.5. Формирование информационных структур в условиях борьбы за ограниченные (земельные) ресурсы...............................171
3.6. Формирование информационных структур в условиях рыночной конкурентной среды.............................................184
3.7. Особенности информационной структуры в Совмещенных социальных системах.......................................................198
3.8. Кризисы управления в социальных информационных системах 211
Краткие выводы по главе........................................224
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, КАК АККУМУЛИРОВАННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СИСТЕМНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ..................................229
4.1. Информационные структуры организаций: системообразующие факторы, ведущие факторы управления, динамика развития..................229
4.2. Зависимость типа информационной социальной системы организации от условий конкуренции............................................241
4.3. Внутренние взаимодействия элементов социальной системы организаций....................................................249
4.4. Кризисы управления в современных организациях.............255
4.5. Формирование и использование культурной информационной базы социальными системами..........................................260
4.6. Лидерство и руководство в различных условиях среды........280
4.7. Типология стилей руководства в соответствии с преобладающим уровнем принятия решений.......................................294
32
соответствуют ценностно-рациональный и целерациональный типы социального действия [69].
Принципы ортнизации производства, по Веберу, заключаются в разделении труда, специализации, строгой иерархии властной вертикали, стандартизации и формализации всех процессов, обезличивании и назначении претендента на ту или иную должность согласно его квалификации и способности выполнять должностные обязанности. По мнению Вебера, это обеспечивает социальное равенство. В этом же направлении работали Ф. Тейлор[70], A.A. Богданов [71], Г. Эмерсон [72].
Такая направленность исследований того времени вполне понятна. Конкуренция в период начала развития машинного производства была не слишком острой, а организация труда не была достаточно отработана. Увеличение прибыли предприятий зависело главным образом от количества выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости. Поэтому основным направлением развития теоретических исследований являлась разработка методов, снижающих издержки, чему способствовала оптимизации производственных процессов и регламентация (бюрократизация) процессов управления.
Рост промышленного производства, увеличение количества предприятий, привело к обострению конкуренции между производителями, и, как следствие, к необходимости поиска новых конкурентных возможностей. Поэтому в теории управления в большей степени учитывались возможности и потребности человека, что привело к теориям, направленным на организацию труда, более соответствующую возможностям человека, формировании мотивации к труду при помощи вознаграждений.
В 30-е годы XX века начинает развиваться новое направление в теории управления, ориентированное на социально-психологические факторы, мобилизующие личностные возможности персонала. Начало этому направлению положил Э. Мейо, который экспериментально установил, что
33
влияние социально-психологических факторов может оказаться важнее технических характеристик условий труда [73].
В дальнейшем это направление «человеческих отношений» в социальной системе организации развивали такие ученые, как К. Левин [74], исследовавший динамику развития групповых социальных процессов, Э. Трист [73], изучавший комплекс, объединяющий социальные и технические факторы, который он называл «социотехническими системами»,
3. Деминг [75], предлагавший привлекать персонал к управлению организацией, что и сформулировал в 14 принципах организации, и т.д., а также П. Блау [76], Р. Мертон [77], А. Маслоу [78], Д. Мак-Грегор [75] и другие ученые.
Развитие системного подхода в социологии организаций осуществлялось как зарубежными исследователями, такими как Ф. Тейлор [80], Г. Форд [81], А. Файоль, Г. Эмерсон, Э. Мейо [67], Э. Деминг [75], так и отечественными учеными: Д.М. Гвишиани [82], Б.З. Мильнером [83], А.И. Пригожиным [84, 85], и многими другими исследователями.
Системные социологические представления формировались, как понятия о социальных группах, обладающих собственными свойствами, отличающих их от окружающей социальной реальности. Исследованию и тииологизации социальных групп посвящены социологические исследования
4. Кули [86], Р.К. Мертона [31], К. Левина [74], Н. Смелзера [87], [88]. Социальные группы и их динамику исследуют как социологи, так и психологи. B.C. Агеев [89] К. Рудестам [90] Е.В. Сидоренко [91] Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская; [92] Г.М. Андреева [93], Л.А. Петровская [94], рассматривают разнообразные особенности группы, такие как цели, статусные позиции, структуру группы, степень сплоченности, групповые нормы, различные фазы развития, особенности лидерства.
Изучение социальных групп в организациях приобретает особый смысл, поскольку понимание групповых особенностей имеет важное значение для развития организационного управления, что исследуется
- Киев+380960830922