Вы здесь

Вторичная занятость работников высшего профессионального образования малых провинциальных городов : на примере Владимирской, Нижегородской и Орловской областей

Автор: 
Ежкова Наталья Валерьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
298359
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы вторичной занятости в условиях провинциального города...............................................19
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению занятости как социально-экономической категории....................................19
1.2. Понятие «вторичная занятость» и ее основные характеристики......37
1.3. Влияние вторичной занятости на изменение социально-экономического
поведения населения малого провинциального города....................57
Глава 2. Анализ факторов формирования и функционирования вторичной занятости работников образования малого провинциального города.......69
2.1. Территориально-пространственные характеристики и положение малых городов как фактор распространения вторичной занятости у работников сферы образования....................................................69
2.2. Ценностные ориентации и социально-экономические установки работников системы высшего профессионального образования малых провинциальных городов как факторы, влияющие на включенность в сферу вторичной занятости..................................................81
2.3. Формы и мотивы вторичной занятости работников системы высшего
профессионального образования малого провинциального города..........97
Заключение.........................................................126
Список литературы...................................................132
Приложения..........................................................152
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, затронули все слои населения. Люди под их влиянием добровольно или вынужденно меняют ранее привычные способы поведения, приспосабливаются к новой реальности. Ушла в прошлое стандартизация моделей социального поведения на основе заданных жестких идеологических санкций, и ей на смену пришла множественность моделей социального действия, основанных на рационализации индивидуальных и общественных потребностей.
Основным условием завершения трансформации и выхода страны на реальную траекторию устойчивого развития является успешная адаптация населения к современным условиям, то есть выработка достаточно большим числом людей продуктивных моделей социально-экономического поведения, основанных на реализации индивидуальных ресурсов. Адаптация становится доминирующим процессом, определяющим тенденции общественного развития России. Значимость этого процесса обусловлена тем, что именно здесь происходит переход с макроуровня государственно-политических и социально-экономических задач на микроуровень - к реальной жизнедеятельности населения.
Глобальные изменения, происходящие в социальном развитии Российского государства, настоятельно требуют переосмысления основной парадигмы социологической теории, рассматривающей человека как объект воздействия социальных институтов. Современный человек включен в большое количество социальных процессов, различных видов деятельности, где все большее значение приббретает его индивидуальность.
Каждый человек, принимая решение, связанное с выполнением какой-либо трудовой деятельности или отказом от нее, учитывает и объективные, и субъективные причины. Эти причины вполне возможно выявить и проанализировать персонально для каждого потенциального труженика, обобщить от-
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО
ГОРОДА
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению занятости как социально-экономической категории
Задачи и цели, сформулированные в диссертационной работе, связанные с анализом вторичной занятости, а также с изучением основных моментов развития этого явления в условиях малого провинциального города в сфере высшего профессионального образования, в первую очередь требуют определить содержание используемых в дальнейшем таких категорий, как «занятость», «труд», «рынок труда», «трудовые ресурсы».
К.Маркс дает определение, что «труд - это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.с. целесообразная деятельность человека, в которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ межд\г собой и природой, создает необходимые потребительские стоимости»1.
В специальной литературе имеется множество определений понятия «труд», которые не расходятся с трактовкой К. Маркса, а лишь конкретизируют его. Например, несколько значений понятия «труд» приводятся в «Большом толковом словаре русого языка»2:
1. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных ценностей с помощью орудий производства.
2. Труд - это работа, занятие.
3. Труд - это усилие, направленное к достижению чего-либо.
4. Труд - это результат деятельности, работы, произведение.
1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С. 188-189
2 Большой толковый словарь русого языка / Сост. и гл. ред. С.Л. Кузнецов. СПб., 1998. С.1348.
20
В своем определении Б.М. Генкин акцентирует внимание на методах привлечения людей к труду: «Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому)» либо по внутреннему побуждению, либо по тому и по другому»1.
Итак, «труд как средство обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни, является основной формой жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходным условием социального быта и развития всех сторон общественной
Л
жизни» - такое определение понятия «труд» дает А .Я Кибанов.
Труд - это деятельность человека, которая отвечает требованиям следующих принципов: осознанности, целесообразности, результативности, общественной полезности и энергозатратности действий:
- осознанность действий означает, что человек перед началом трудового процесса осознает результат предстоящего труда;
- целесообразность действий - человек продумывает алгоритм действий, прежде чем приступить к реализации своих намерений; решает, как производить продукт или оказывать услугу, какие ресурсы использовать;
- результативность действий - любая деятельность завершается определенным общественно-полезным результатом;
- общественная полезность действий - люди производят блага для себя и для общества сообща, объединившись в трудовые коллективы или сотрудничая друг с другом;
- энергозатратность действий - осуществляя трудовую деятельность, люди затрачивают определенную физическую, нервную, умственную энергию.
Труд, как социально-экономическая категория, имеет двойственный характер. Исходя из целей диссертационного исследования, нас будет инте-
1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М., 1998.С.7.
2 Экономика и социология труда: Учебник / под ред. д.э.н. проф. Л.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. С.6.