Вы здесь

Социокультурные аспекты профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел

Автор: 
Жукова Елена Ивановна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
299015
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 16
§ 1.1. Методологические основания анализа социокультурных аспектов профессиональной идентичности 16
§ 1.2. Идентичность личности профессионала в контексте взаимообусловленности профессиональной и общественной культуры 37
Глава П. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД 58
§ 2.1. Социокультурная специфика профессиональных практик сотрудников ОВД 58
§ 2.2. Самостоятельное освоение ценностей культуры сотрудниками ОВД как фактор поддержания их профессиональной компетенции 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 138
ПРИЛОЖЕНИЯ 154
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Начало третьего тысячелетия породило две сферы ожиданий, два пространства надежд и сомнений. Первая область связана со списком глобальных проблем, касающихся судеб всего человечества. Вторая, не менее важная, — сосредоточена в пространстве взаимоотношений права, государства и личности. Речь идет о правовых пределах проявлений государства как социального института и о степени развитости правосознания общества. Субъекты трансформирующегося российского общества постигают эту действительно новую для них диспозицию в практиках взаимодействия с институтами государства, в том числе - с органами внутренних дел. Последние в идеале призваны быть самым массовыми и близкими каждому гражданину защитниками его интересов, инструментами поддержания правопорядка, охраны прав и свобод субъекта.
Не только бороться с правонарушениями, но и осуществлять сложнейшую институциальную задачу, которая заключается в поддержании социального порядка, в укреплении атмосферы абсолютной законности и безопасности — эта миссия требует высокого профессионализма сотрудников ОВД, - независимо от занимаемых должностей и званий. Профессионализм в данном аспекте - это тщательно выстроенная, мотивированная задачами демократизации общества профессиональная культура. Как известно, деятельность всех служб ОВД строго регламентирована, однако многообразие и непредсказуемость ситуаций, в которых разворачивается их профессиональная культура, каждый раз требует самостоятельного осмысления и принятия адекватных решений. Это возможно лишь при творческом участии каждого милиционера в постоянном созидании собственной профессиональной культуры. Таким образом, сотрудник органов внутренних дел - эго, в сущности, такой же профессионал работающий с населением, как, скажем, врач, учитель, спасатель. Однако есть принципиальное несходство в репутации милицейских и иных профессионально-корпоративных культур. Общественный дискурс последних лет буквально переполнен свидетельствами о драматичных и порой трагических фактах дикого произвола и без-
16
Глава I. Социологическое объяснение профессиональной идентичности.
Профессия, объединяя определенные группы людей, одновременно обособляет их от общества. Степень сходства трудовой деятельности, общие нормативные требования профессии, а также этос, т.е. совокупность неписанных правил, одобряемый в отрасли (ведомстве), создают образ профессионала, с которым идентифицируют себя индивиды и структурные группы. В этом образе сливаются воедино как положительные, так и отрицательные черты, по которым общество судит о профессионалах соответствующей отрасли (ведомства). Специфика той или иной профессии, уровень ее культуры зависит как от внутриведомственных факторов, так и внешней среды. Никакая самая закрытая корпорация не закрыта от влияния культурного разнообразия мира, ее состав заполняется акторами, имеющими несходный социальный опыт. Духовный мир специалиста постоянно испытывает на себе влияние внешней среды. Экономические, социально-политические, идеологические, духовные и другие факторы, особенно в условиях их радикальных изменений, постоянно присутствуют в любой профессии, корректируя ее значимость, смысл и цель.
§ 1.1. Методологические основания анализа социокультурных аспектов профессиональной идентичности.
Понимание идентичности встречается уже в классической древности. Так, по Аристотелю, величавый человек - это тот, кто нашел золотую середину между приниженностью и спесью. «По праву гордый говорит и действует явно, т.к. ничего не боится; он ни на что не жалуется и не просит, так как не допускает чтобы считалось будто он в чем-то очень нуждается»5.Напротив, «неотесанный простак» допускает панибратство со слугами, подозрительность к родственникам, позволяет себе танцевать на трезвую голову, носит непомерно большие сапоги6.
Идентификация - от латинского 1с1епбГюагс отождествлять, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Идентичность - от латинского {бепбсия -
5 Аристотель. Соч.: т. 4. М., 1984. С. 1125а.
6 Феофрант. Характеры. Л., 1974. С. 9.
17
тождественный, одинаковый7. В англо-русском словаре: identical (а)- тот-же самый (об одном предмете), одинаковый, идентичный, тождественный. Identity^)- тождественность, идентичность; подлинность; личность, индивидуальность8. Феномен идентичности в основном рассматривается в рамках социальной психологии. Его истоки обнаруживаются в философских трудах Сократа, Г. Гегеля, И. Канта, П. Флоренского, Э. Хайддегера, А. Шопенгауера, П. Рикера, М. Фуко. В западной науке проблема идентификации решалась в трудах Э. Эриксона, А. Адлера, М. Джеймса, 3. Фрейда, К. Юнга.
В отечественной науке в трудах Б. Ананьева, Л. Бажович, Л. Выготского, И. Кона, А. Леонтьева, Л. Рубинштейна, Е. Шороховой.
Первая попытка объяснения и интерпретации проблемы идентификации связана с именем 3. Фрейда, который рассматривал ее как один из важных механизмов взаимодействия в социальной группе, где индивид усваивает образцы поведения значимого «другого»9.
Э. Фромм полагал, что стремление к идентичности есть психо-биологиче-ский механизм поведения и потребность в обретении желаемого социального статуса10. Представители символического интеракционизма понятие идентификации рассматривали в контексте социальной коммуникации, где человек сравнивает себя с другими людьми и как бы отражается в ответных реакциях других.
Эриксон подчеркивал длящийся процесс формирования личности, т.е. в процессе реализации жизненного проекта, в котором возможны не только восходящая идентификация, но и возникновение кризисов, что имеет серьезные социальные последствия11. В теориях Т. Парсонса и Г1. Бергера идентичность рассматривается через проблему отождествления индивидом себя с различными
7 Словарь иностранных слов. Издательство 13-е, стереотип.,-М.:Русскин язык., 1986. С. 183.
* Мюллер В.Л. Англо-русский словарь. Изд. 14-е, стереотип. М., «Советская энциклопедия», 1969. С. 378.
9 Фрейд 3. Групповая психология и анализ Эго. М., 1991.
10 Фромм Э. Ради любви к жизни.- М.: «Фирма «Издательство ACT.», 2000.С. 198.
11 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.