Вы здесь

Государственная региональная семейная политика в современной России : на примере Свердловской области

Автор: 
Антропова Юлия Юрьевна
Тип работы: 
Докторская
Год: 
2010
Артикул:
302428
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа
государственной региональной семейной политики...............30
1.1. Государствеиная региональная семейная политика
в системе современного социологического знания..................30
1.2. Специфика изменений института уральской семьи
как об7>екта государственной региональной семейной политики в условиях социальных трансформаций......................92
Глава 2. Генезис и динамика регионального развития института государственной семейной политики в России (на примере Свердловской области)...................................150
2.1. Институционализация государственной региональной семейной политики в Свердловской области в советский период..........150
2.2. Социологическая оценка института государственной региональной семейной политики в Свердловской области
в современных условиях.........................................191
Глава 3. Определение направлений развития государственной региональной семейной политики (на примере Свердловской области) 235
3.1. Обоснование направлений и механизмов развития государственной семейной политики в регионе на современном этапе....................235
3.2. Оценка результативности развития государственной семейной политики в регионе............................................286
Заключение...........................................................315
Библиография.........................................................321
2
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях административной реформы в стране и разграничения полномочий между центром и регионами, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, ответственность за разработку и реализацию
государственной семейной политики ложится на субъекты Российской Федерации, что ведет к усилению ее региональной составляющей и зависимости результатов реализации от методологического, нормативного и финансового обеспечения переданных регионам полномочий.
Перенос правовой и финансовой ответственности в сфере семейной политики с федерального уровня власти на региональный, дополнительные обязательства регионов по финансированию мер социальной
поддержки семьи, материнства, отцовства и детства при существующих ограничениях бюджетных средств в социальной сфере- и неравенстве
финансовых возможностей регионов приводят к тому, что цели и-задачи
государственной семейной? политики в субъектах. РФ • реализуются неравномерно и часто не в полном объеме. Возникает проблема разрыва единого социального пространства страны из-за различий в качестве и содержании мер государственной семейной политики, в разных регионах при их формальном совпадении.
Наблюдаемое в регионах семейное неблагополучие - низкие показатели рождаемости, высокий процент разводов, ежегодный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост количества преступлений в отношении несовершеннолетних и др. - свидетельствует, с одной стороны, о невыполнении в должной мере семьей своих функций, с другой - о несоответствии семейной политики современным требованиям развития государства и общества.
Сохраняющийся на протяжении десятилетий акцент в деятельности региональных органов государственной власти на удовлетворении
Зч
Ф. Ле Пле, показал влияние семейной динамики на социально-экономические процессы общества. Ф. Ле Пле одним из первых социологов поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее, но- словам А.И. Антонова, «независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам» (9, с.62). По Ф. Ле Пле, фундаментальным элементом общества является семья, корневая семья (родительская семья плюс репродуктивная семья - семья старшего сына), возвышение и падение которой лежит в основе социальных революций. Кроме того, по мнению американского социолога А. Карлсона, Ле Пле явился родоначальником интеллектуальной традиции «Ле Пле - К. Циммерман — П.А. Сорокин - Р. Нисбет», которая рассматривает семью как исходную «клеточку» социума, относя семейные изменения к важнейшим факторам социальной истории.
Выдающийся западный ученый второй половины XX века Т. Парсонс в рамках структурно-функционального подхода рассматривает семыо как социальный институт: «гармонично- включенный в социум; имеющий в качестве своей основной задачи обслуживание социума; представляющий собой статичное образование, а не конгломерат взаимодействующих личностей» (149, с. 172). Он приходит к выводу, что «семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом, благодаря установлению «инструментальных» отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций» (Указ.соч.). Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий (Указ.соч.).
Русско-американский социолог П.А. Сорокин впервые поместил семью как организованную социальную группу в основание иерархии социальных структур и разграничил функции семьи и других социальных институтов. Интересны взгляды П.А. Сорокина на семыо как механизм социальной циркуляции и мобильности - семья' как «социальный лифт» осуществляет
34
перемещение вверх и вниз по социальной лестнице, а семейный статус определяет фундамент социального положения личности.
В отечественной науке до сих пор нет единого определения понятия «семья», ученые дают разные определения, отражающие различные точки зрения на важность и содержание базовых семейных отношений. Также нет определения семьи в Семейном Кодексе Российской Федерации. В законе Российской Федерации о прожиточном минимуме - единственном государственном нормативно-правовом акте - дается определение семьи: «...Семья - это лица, связанные родством или свойством, проживающие и ведущие совместное хозяйство», где главной характеристикой семьи выступают совместно проживающие лица.
При определении понятия «семья», как правило, противопоставляются два подхода: фактологический и логический. При фактологическом подходе семья рассматривается как совокупность лиц; связанных родством или общим бюджетом и проживающих совместно. При логическом - как группа, основанная на брачном союзе. В настоящее время преобладает узкая трактовка семьи - семьи, состоящей из родителей с маленькими или взрослыми, но неженатыми детьми. Часто отождествляют между собой понятия «семья», «брак» и «домохозяйство».
По мнению В.М. Медкова, «брак - это санкционируемая'и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной- и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению к друг другу и к их детям» (213, с.237). В соответствии с Семейным кодексом РФ, «бракомг считается добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности» (306, ст. 13).
Таким образом, главным отличием брака от семьи исследователи видят в акцентировании внимания лишь на социально-правовых аспектах семейно-
35