Вы здесь

Дискурсивный анализ практик социального конструирования межэтнического конфликта в печатных и электронных масс-медиа

Автор: 
Ахмадиева Лилия Алмазовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2011
Артикул:
305018
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 17
1.1. Межэтнический конфликт: методологические подходы 17
1.2. Теоретические основы дискурсивного конструирования межэтнического конфликта в масс-медиа 50
2. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ СМК 84
2.1. Основные особенности конструировании межэтнических конфликтов в печатных СМК 84
2.2. Межэтнические конфликты в электронных СМК 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 160
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальные конфликты являются неотъемлемым аспектом общественных отношений. Деления внутри социума (имущественные, стратификационные, социально-групповые) содержат потенциал для конфликтов разного масштаба, начиная от проявлений неприязни и заканчивая вооруженными противостояниями.
Особое место в совокупности социальных конфликтов занимают межэтнические конфликты. Статистические данные, приводимые американским исследователем А. Уиммером, свидетельствуют о том, что за период с 1945 по 2002 гг. число межэтнических конфронтаций (не считая гражданских войн) выросло более чем в шесть раз и составило более 180*. Полной статистики межэтнических конфликтов в Российской Федерации нет, но даже косвенные данные говорят об их распространенности. Так, например, по оценкам А.Л. Салагаева, за период 2000-2010 гг. на территории нашей страны произошло, по крайне мере, 10 массовых межэтнических столкновений, сторонами которых были местные жители и представители этнических диаспор2. По данным информационно-аналитического центра «Сова», который ведет учет преступлений ненависти, за период с 2007 по 2010 гг. на почве этнической / расовой неприязни было убито не менее 290 человек, и, в целом, пострадало более 2000, причем эта статистика не учитывает межэтнические конфликты в регионах Северного Кавказа3.
Значимую роль в информировании широкой общественности о различных межэтнических конфликтах играют средства массовой коммуникации (СМК). Большинство жителей нашей страны не являются прямыми свидетелями межэтнических конфронтаций и в своем восприятии
1 Подр.см.: Wimmer, Л. Introduction: Facing etlinic conflicts // Facing Ethnic Conflicts. Towards a New Realism /
A. Wimmer [et al.J (F.ds ). - Boulder: Rowman and Littlefield. 2004 - P.2.
? Подр. см.: Салагаев, А.Л. Неопределенность положения русских в РФ как источник экстремизма И Роль конфликтологии в обеспечении сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества: Сб. материалов III междунар. конгресса конфликтологов: в 2-х т.: Т. I. - Казань: Изд. КГТУ, 2010. - С.291-307.
: Подр. см.: Публикации в разделе «Расизм и ксенофобия» за 2007-2010 гг. [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический центр «Сова». - Режим доступа: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications, свободный.
i>,. . :
ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» и рекомендована к защите.
Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается ее разработанность в научной литературе, определяется проблема исследования, ставятся цель и задачи работы, выделяются объект и предмет исследования, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, его апробация, а также излагаются положения, выносимые диссертантом на защиту.
В первой главе работы рассматриваются теоретико-методологические основы изучения конструирования этнических конфликтов. В первом параграфе рассматриваются основные подходы к пониманию этнического конфликта как социального конструкта. Во втором параграфе анализируются теоретические основы дискурсивного конструирования этнического конфликта в СМК. Во второй главе работы исследуются особенности дискурсивного конструирования этнических конфликтов в печатных и электронных СМК. В первом параграфе анализируется специфика дискурсивного конструирования этнического конфликта в печатных масс-медиа. Во втором параграфе изучается дискурсивное конструирование этнического конфликта в пространстве электронных СМК.
В заключении делается обобщение темы, формулируются основные выводы по работе и перспективы дальнейших исследований по теме. Далее следует список использованной литературы и приложения.
Общий объем диссертации составляет 160 страниц, список использованных источников и литературы включает 179 наименований (в т.ч. на иностранном языке - 79 наименований).
17
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1. Межэтнический конфликт: методологические подходы
Уточнение понятия «(меж)этнический конфликт» предполагает предварительный анализ сущности термина «этничность», который является определяющим в данном понятии. Значимость теоретического исследования понятия «этничиость» выражается еще и в том, что «теоретическое и социальное конструирование этнического конфликта имеет те же черты, что конструирования этничности вообще, и может рассматриваться как область такого конструирования»1.
Наиболее распространенной классификацией теоретических подходов к этничности является выделение примордиалистского, инструменталистского и конструкционистского подходов2.
Примордиаяистский подход является одной из первых теоретических рамок, выстроившей целостное понимание феномена этничности. Сам по себе примордиализм тесно связан с распространенной в 1940-1950-е гг. структурно-функционалметкой методологией. Основой данного подхода является восприятие этничности как объективной данности, вычленяемой по определенным признакам, что позволяет ряду авторов называть этот подход эссенциалистским3.
Авторство термина «примордиальные связи» принадлежит Э. Шилзу’, хотя примордиалистская интерпретация этничности как общности на основе
1 Осипов, А.Г. Конструирование этнического конфликта и расистский дискурс /А.Г Осипов // Расизм в языке социальных наук / Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. - СПб.: Алетейя, 2002. - С.52.
2 См. напр.: Sokolovskii, S. Ethnicity / S. Sokolovskii, V. Tishkov // Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology/А. Barnard. J. Spencer (Eds ). - London: Routledge, 2002.- P. 190-192; Hale. H.E. Explaining Ethnicity} H. E. Hale H Comparative Political Studies. - 2004. - Vol 37. - Ne4. - P.45S-485; Винер. B E. Этничность: в поисках парадигмы изучения / Б.Е. Винер // Этнографическое обозрение. - 1998. -Л«4 -С.4-8 и др.
3 См. напр.: Малахов, В С. Символическое производство этничности и конфликт / В-С. Малахов // Язык и этнический'конфликт/ Под ред. М. Б. Олкотг, И. Семенова. - М.: Генлальф, 2001. - С. 115-137; Тишков,
В.А. Этнос или этничность? П Этнология и политика. - М., 2001. - С. 229-233 и др.
4 Подр. см.: Shils, Е. Primordial, Personal, Sacred and Civil Ties/E. Shils// British Journal of Sociology. - 1957. -Vol. 8,-№2.-P. 130-145.