2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу коммуникативных взаимодействий общества и власти как фактора легитимации политических решений................................ 14
1.1. Легитимность политических решений в контексте социально-политических теорий................................... 14
1.2. Особенности легитимации принимаемых политических решений в социоинформационном пространстве...................... 33
1.3. Характеристики коммуникативного дискурса общества и власти.......................................................... 49
Глава 2. Развитие коммуникативного дискурса общества и власти в контексте оптимизации процесса принятия легитимных политических решений............................................ 68
2.1. Характеристика организационных форм социоинформационного взаимодействия общества и власти в современной России.............................................. 68
2.2. Оценка включенности населения в принятие политических решений в российских регионах...................... 88
2.3. Факторы развития коммуникативного дискурса общества и власти, обеспечивающие легитимацию принимаемых политических решений........................................................ 111
Заключение................................................ 133
Библиографический список.................................. 137
Приложения................................................ 151
3
Введение
Актуальность исследования обусловлена происходящими в России общественно-политическими преобразованиями, определяющими необходимость упорядочения взаимоотношений между обществом и властью. Особый интерес к исследованиям процессов легитимации принимаемых политических решений в настоящее время связан с тем, что демократические принципы развития современного российского государства предполагают широкое участие представителей общества в процессах разработки и принятия политических решений. Поэтому требуется дополнительная аналитическая работа, направленная на более глубокое осмысление данных процессов, что возможно при расширении методологических подходов к их изучению.
Существующие в настоящее время формы интеракции власти и общества свидетельствуют о несоответствии их целей и ценностных ориентиров, что актуализирует проблему поиска более эффективных форм, способов и каналов связи при построении диалога в системе ’’общество -власть". Такая ситуация в большей степени определяется тем, что современные формы двустороннего взаимодействия власти и общества, призванные наладить процесс демократизации в стране, фактически являются формальными, санкционированными властью сверху, что приводит к возникновению недоверия населения к подобным формам коммуникации, снижает уровень легитимации решений, принимаемых участниками данных интсракций. Отсутствие легитимации политических решений является опасной тенденцией, способной привести к кризису легитимности в современном российском обществе. В связи с этим становится актуальным моделирование социоинформационного взаимодействия власти и общества, расширяющего существующие границы их взаимоотношений и оптимизирующего сам этот процесс.
16
информационного общества политической реальности, и определяет необходимость концептуального осмысления легитимации политических решений во взаимосвязи и взаимообусловленности с информационнокоммуникативными процессами. В общественном сознании, социальной практике постепенно формируется новое понимание политического решения в социоинформационном пространстве. Понятие информационного пространства, характеризуя передачу информации в пространстве и во времени, не является полным в том смысле, что не указывает каналов и способов ее практического использования человеком и не связывает изменение способов получения, передачи и обновления информации с изменениями социальной структуры.4 Информационное пространство является подпространством социального пространства и не может быть понято без учета характеристик последнего. Исследование информационной среды общества предполагает также определение типологии политических решений в социоинформационном пространстве.
В современных исследованиях можно встретить различные интерпретации термина "решение". В зависимости от конкретного направления исследования ему придается различный смысл. Так, решение может рассматриваться как акт выбора, предпринимаемый перед начатом деятельности личностями или группами людей5. В соответствии с постулатами теории "рационального выбора" (rational choice), решение - это определение альтернативы.6 Принятие решений - составная часть любой управленческой функции, это интегральная часть управления организацией любого рода. Любое решение является, прежде всего, выбором. Причем
Костюк В. Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе П Общественные науки и современность. М., 1996. № 6. С. 107.
Bodnar A. Decyzje polityczne. Elementy tcorii. Warsawa. 1995. Цит. по: В. Воротников. Политические решения: Теория и российская теневая практика // Обозреватель-Observer. 2004. № 1(168). URI.: htip://ww\v.rau.su/observer/Nl_2004/l 09.htm
6Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С. 95.
17
выбором между действием и бездействием, а затем уже между двумя или более вариантами действий.7
Представляется верной распространенная позиция, согласно которой решение - это в первую очередь выбор наилучшей из альтернатив. Политическое решение - это выбор одного из двух, по меньшей мере, возможных политических действий.8 Действительно, в отсутствие ситуации выбора, если нет, по крайней мере, двух из возможных вариантов решения, то нет и ситуации принятия решения. С этим согласен и польский политолог Т. Клементевич, считающий, что "политическое решение - это выбор одного из двух (по меньшей мере) возможных политических действий"9. Таким образом, принятие политических решений происходит в два этапа: поиск возможных альтернативных вариантов решения и выбор того из них, который с наибольшей вероятностью обеспечит желаемый результат.
В самом общем виде можно выделить несколько подходов к определению сущности политического решения и интерпретации процесса его принятия.
Идея понимания принятия политических решений как человеческого поведения, регулируемого мотивами и стимулами, реакциями и установки, является ключевой в рамках бихевиоралистской концепции. Классическая модель бихевиорализма была сформулирована в работах Гарольда Лассуэлла в 1930-50-х годах. В самом общем плане эту модель можно было бы описать в основных измерениях на макро-, микро- и мезоуровнях.
Макрополитический процесс состоит в распределении между людьми ключевых ценностей (то есть ценных ресурсов) через действие
1 Демидов В.В., Дудин В.В. Процесс принятия политических решений / В.В. Демидов, В.В. Дудин. Новосибирск: САУМК, 2008. С. 17.
8 Воротников В. Политические решения: Теория и российская теневая практика. И Обозреватель-ОЬзеп/ег. 2004. № 1(168). 1Л1Ь: Ьпр://\чл™.гаи.5и/оЬ5ег\ег/ЬП_2004/1 09.htm
9 Клементевич Т. Процесс принятия политических решений Я Элементы теории политики. Р.-на-Д., 1991. С. 385-389. Циг. по: Симонов К.В. Политический анализ. Принятие политических решений. Определение принятия политического решения иШд
http://society.polbu.ru/siinonov_politanalysis/ch23_i.html.
- Киев+380960830922