Вы здесь

Социальные ресурсы молодых семей в преодолении бедности : на материалах Вологодской области

Автор: 
Мезенева Марина Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2012
Артикул:
305594
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ...................................13
1.1. Молодая семья как объект социологического исследования.........13
1.2. Социальные ресурсы как предмет социологического анализа........19
1.3. Социологический анализ ресурсного потенциала молодых семей.....52
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ БЕДНЫХ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В КОНТЕКСТЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА..................................................61
2.1. Основные понятия, концептуальные подхода к изучению бедности...61
2.2. Анализ социальных характеристик бедных семей и риски бедности молодых семей...............................................................69
2.3. Концептуальная модель социальных ресурсов бедных молодых семей.87
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ БЕДНЫХ МОЛОДЫХ
СЕМЕЙ ВОЛОГ ОДСКОЙ ОБЛАСТИ..........................................96
3.1.11рограмма эмпирического исследования...........................96
3.2. Общая характеристика социальных ресурсов и стратегий поведения бедных молодых семей......................................................100
3.3. Социальные ресурсы бедных молодых семей: итоги анализа глубинных интервью...........................................................114
3.4. Российский и зарубежный опыт социальной поддержки бедных: анализ и
рекомендации по совершенствованию социальной политики России.......152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................175
ПРИЛОЖЕНИЯ
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Положение семьи в современном обществе трудно оценить однозначно. Сегодня мы можем наблюдать нуклеаризацию семьи, которая сопровождается снижением рождаемости, малодетностью семей, индивидуализацией семейных ролей, снижением уровня брачности. Социальной нормой стати неполные семьи, незарегистрированные браки, семьи, где воспитываются внебрачные дети. Наиболее очевидны и наглядны эти процессы в молодых семьях. Молодые семьи важны для социологического анатиза, так как с ними теснее всего связано выполнение основных социатьпых функций и, прежде всего, функций воспроизводства населения, социализации и воспитания детей. Молодая семья сегодня характеризуется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности внутрисемейных отношений. Специфика молодой семьи состоит в том, что она сочетает в себе характеристики, присущие не только институту семьи в целом, но и связанных с особенностями молодежной среды.
Молодежь испытывает трудности в трудовой сфере, связанные с недостатком опыта, недостаточной компетентностью, отсутствием стабильной занятости; в жилищной сфере, обусловленные отсутствием собственного жилья. Социальный опыт молодых людей ограничен, социальные связи находятся в процессе формирования. Молодые люди, состоящие в браке, дополнительно сталкиваются с такими проблемами, как неподготовленность в полной мерс к семейной жизни, к освоению новых социальных ролей в качестве супругов и родителей, рождению детей. В то же время ресурсный потенциал молодежи как социальной группы нельзя назвать низким. Молодежь обладает более высоким, чем у всего населения в целом, уровнем работоспособности, который во многом определяется состоянием здоровья; более высоким уровнем акгивности при реализации имеющихся возможностей; более качественным образованием; характеризуется большей информированностью; наличием поддержки родителей. Все это делает молодые семьи социальной группой, обладающей специфическим набором и объемом разного рода ресурсов.
Ресурсы, в том числе социальные, распределены в обществе неравномерно: одни социальные группы располагают более весомым набором социальных ресурсов,
3
быть охарактеризованы как отношения неравенства. В узком смысле, это социальные группы, различия между которыми основываются на отношении к средствам производства. Г лавным критерием деления на классы выступает собственноегь (ее наличие либо отсутствие, а также форма собственности). Хотя помимо собственности также называются такие признаки, как образ жизни, самосознание. Как отмечает Маркс, класс в полном смысле - это «класс для себя», то еегь класс, осознавший себя как особую социальную группу со своими собственными интересами, противостоящую другим группам [119, С. 183-184]. Маркс выделял два основных класса: класс собственников (эксплуататоров) и класс эксплуатируемых. Кроме двух основных классов существует и ряд переходных классов. При этом данным автором акцентируется внимание на том, что классы формируются объективно, а не тем, что думают люди о своем положении в обществе.
М. Вебер [246] кроме экономического фактора (собственности) неравенства также учитывал власть (партии) и престиж (статус). Статус - это субъективная характеристика, поэтому статус, а также производный от него социальный престиж, могут изменяться вне зависимости от принадлежности индивида к тому или иному классу. Партии как важный инструмент власти - еще один важный фактор неравенства. Группа людей, объединяясь вместе на основании общности целей и интересов, имеет возможность влиять на власть и тем самым воздействовать на социальную стратификацию. В любом обществе существует социальная иерархия, основанная на этих трех основных факторах неравенства. Выделяя партии и статуе как факторы неравенства, нельзя забывать, что собственность Вебером также видится как один из важнейших критериев неравенства.
Однако между указанными концепциями существуют значительные различия. Как отмечает В.А.Ядов [210, С. 37], если у Маркса источником классового противостояния выступает владение средствами производства, то в теории Вебера, наоборот, источник социальною неравенства видится в рыночных, а не в производственных отношениях (причина неравных «жизненных шансов» -неравный рыночный обмен вследствие социокулыурных и властных различий). К. Маркс рассматривал свою классовую теорию как теоретическую базу революционных действий. М. Вебер утверждал принцип идеологической нейтральности социологии.
20