Вы здесь

Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков

Автор: 
Тубчинова Валентина Солбоновна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2005
Артикул:
321248
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Введение
Оглавление
3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни
1.1. Теоретико-методологические основы исследования здорового образа жизни..............................................................11
12. Факторы формирования здорового образа жизни среди подростков.41 Глава 2. Опыт социологического исследования проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков
2.1. Проблема формирования здорового образа жизни посредством исследования уровня распространенности вредных привычек среди подростков (на материалах социологических исследований по России и Бурятии).........................................................69
2.2 Исследование особенностей образа жизни и представлений родителей и педагогов о проблеме формирования здорового образа жизни среди
подростков в Республики Бурятия...............................88
Глава 3. Формирование здорового образа жизни среди подростков: технологии решения проблемы
3.1. Научные подходы к формированию здорового образа жизни среди подростков........................................................102
3.2. Социально-профилактический тренинг как новая технология в решении проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков........................................................121
Заключение...........................................................142
Литература...........................................................146
Приложения...........................................................155
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.
Сегодня Россия в целом в силу неблагоприятных факторов находятся в глубоком демографическом кризисе, который характеризуется резким снижением рождаемости, высокой смертностью, прогрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе подростков.
Подростки - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.
Об актуальности данной проблемы свидетельствуют многочисленные статистические данные. Приведем некоторые из них. По данным Минздрава РФ около 80% детей, обучающихся в школах, имеют хронические заболевания, по прогнозу к 2015 году хроническая заболеваемость может достигнуть 95%. По результатам Всероссийской диспансеризации детей в Республике Бурятиии за 2002 год только одна треть детей (32%) считаются здоровыми, у остальных имеются не только функциональные отклонения здоровья, но два и более заболеваний.1 Показатель заболеваемости подростков увеличился на 29%. В структуре заболеваемости 31% составляют болезни органов дыхания, на второе месте занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена, на третьем - болезни органов пищеварения. В 2-3 раза увеличилась распространенность болезней костно-мышечной системы, в 1.6 -сердечно-сосудистой системы, в 1.2 раза заболеваний глаза и его придаточного аппарата.
1 Здоровье населения Республики Бурятия за 200!-2002-2003г.г. (статистические материалы).- г. Улан-Удэ.
1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни
1.1. Теоретико-методологические основы исследования
здорового образа жизни
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Уже тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты болезней, составившие народную медицину и гигиену, непосредственным образом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием на здоровье человека характера труда, привычек, верований, мыслей, эмоций, •
Письменные памятники Древнего Востока - древнеегипетские медицинские папирусы, законы Хаммурапи, Ману, медицинские трактаты Древней Индии (например, «Аюрведа» — «Знание жизни»), священная книга зороастризма «Авеста» и многие другие источники, содержащие сведения об анатомии и физиологии человека, различных лечебных приемах и целебных средствах народной медицины, гигиенических правилах, предупреждающих болезни, говорят о понимании древними взаимосвязи медицины и образа жизни.
Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний Гиппократ. В сочинении «О воздухе, водах и местностях» он утверждал, большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов. Именно конкретная окружающая обстановка, труд, индивидуальные наклонности личности определяют заболевание. Эти основополагающие идеи «отца медицины» позднее развили врачи и философы в Древнем Риме
15
(Гален), Византийской империи, на Востоке (Гундушапурская школа), Ибн Сина, Рази, Исмаил Джурджани.
Согласно преданию, первый врач арабского происхождения, закончивший Гундушапурскую школу, Харет ибн Каладах учил медицине «• самого пророка Мухаммеда. Это позволяет допустить, что рациональные
гигиенические рекомендации Корана имеют корни в Гундушапурской школе, а через нее - в александрийском периоде греков 32. Эта школа повлияла на становление незаурядной творческой личности Ибн Сины, заслуга которого в том, что ему удалось объединить достижения древних врачей в целостную систему сохранения здоровья с учетом климата, возрастных градаций и 1 особенностей культурно-бытовых традиций народов Востока.
Отличительные черты медицинского творчества Ибн Сины состоят в предупредительном краевом, связанном с этическими и гуманистически принципами отношении врача к больному и здоровому человеку. Свою систему взглядов на здоровый образ жизни Ибн Сина изложил в первой книге «Канона». По мнению исследователей, третья ее часть — «О сохранении здоровья» — крупнейший гигиенический трактат Средневековья. По тематике и рационализму гигиенических предписаний он не знает себе равных ни в античной, ни в средневековой медицине.33
Новые подходы и идеи в исследовании проблемы здорового образа жизни появились после Ибн Сины лишь период позднего, или классического,
А
средневековья, когда в «обстановке всеобщей революции» естествознание вступило в полосу возрождения. Особую важность имели исследования философов-материалистов Ф. Бэкона, Б. Спинозы, врачей-философов
32 Основателями медицинской школы в персидском городе Гундуша были ученые-нссториане из философских школ Афин, закрыты в 529 г. императором Юстинианом.
33 Исхаков В. И. Эподы о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники. Ташкент, 1987. С. 26—27.
34 Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1950. С. 4.
16