Вы здесь

Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века

Автор: 
Баранова Светлана Измайловна
Тип работы: 
Дис. канд. искусствоведения
Год: 
2006
Артикул:
172249
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
%
ИЗРАЗЦОВЫЙ ДЕКОР ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ МОСКВЫ
XVII ВЕКА
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗРАЗЦОВОГО ДЕКОРА ПАМЯТНИКОВ
ф АРХИТЕКТУРЫ МОСКВЫ...........................................................10
1.1. История изучения русских изразцов XVII века. Оценка уровня изученности.10
1.2 Состояние источников, степень сохранности памятников....................23
1.3 Вопросы установления подлинности, методика атрибуции....................36
ГЛАВА 2. ИЗРАЗЕЦ В СТРУКТУРЕ АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА..........................65
2.0 Предыстория изразцового декора Москвы...................................65
2.1 Корпус выявленных памятников с изразцовым декором.......................69
2.2 Типы композиций в изразцовом декоре....................................104
2.3 Композиция и сюжет изразца:............................................123
особенности использования тематических изображений.........................123
ф ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРНЫЙ ИЗРАЗЕЦ МОСКВЫ КАК СОЦИАЛЬНО-
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН.....................................................162
3.0 Предыстория производства...............................................162
3.1 Организация производства изразцов в Москве XVII века...................165
3.2 Исполнитель и заказчик. Типология заказа...............................179
3.2 "Миграция" изразцов: изразцы, формы, мастера...........................205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................214
ЛИТЕРАТУРА.
221
АРХИВНЫЕ ФОНДЫ
3
237
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..........................................258
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ..................................1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КЕРАМИКИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА (В ПРОШЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КОЛОМЕНСКОЕ")...............................................1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. КРАТКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ "ИЗГОТОВЛЕНИЕ МНОГОЦВЕТНЫХ НАБОРНЫХ ИЗРАЗЦОВ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ". ЛАБОРАТОРИЯ КЕРАМИКИ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР. 1946 -1947 ГГ......................................................1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. КЕРАМИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ КОЛОКОЛЬНИ ЦЕРКВИ АДРИАНА И НАТАЛИИ НА 1-Й МЕЩАНСКОЙ УЛ. В МОСКВЕ (ГРАФИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ)....................................................1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. КЕРАМИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ ИЗ РОТОНДЫ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА ИОВОИЕРУСАЛИМСКОГО МОНАСТЫРЯ...........1
майоликовая изразцовая наружная облицовка”. Там же П.Д. Барановский отмечает, что "до указанных изысканий никаких сведений, кроме архивных, не имелось - они считались вполне утраченными"1.
Все попытки спасти памятник оказались безуспешны. Протокол 23 от 5.6.1928 г. зафиксировал выступление Левинсона, который ознакомил с постановлением президиума ВЦИКА от 21.5.1928, утверждающим постановление Моссовета о сносе церкви Великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду и предлагающим Главнауке приостановить ремонт и восстановление домов Голицына и Троекурова2.
Следующий протокол 19.6.1928 г. "принял к сведению" сообщение Барановского и Левинсона о том, что начата разборка церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду: "вскрыта крыша церкви, обрушены без сохранения керамической облицовки главные кресты и купол, четвертая главка разбирается Барановским и его сотрудниками. Колокольня еще не разбирается. Разборка ведется без какого-либо внимания к указаниям Главнауки"3. Вновь подтверждается, что в процессе обследования установлено исключительное историко-архитектурное значение разбираемого памятника. Одним из результатов исследований было раскрытие над окнами на фасаде, выходящем к Охотному ряду, изразцовых фризов "под большими разрывными сандриками из белого камня". Чуть позднее докладывалось и о том, что "в настоящее время произведена отбивка штукатурки южной стороны церкви Параскевы Пятницы, открывшая в числе многого и изразцовые вставки "4.
Отметим, что всюду упоминаются разрушения изразцового декора: "...три боковые главы были обрушены, причем все керамические облицовки барабанов глав оказались побитыми в мелкие осколки и валялись перемешанные с щебнем, на крыше здания. Означенные работы Москомхоза оказались начатыми тов. Ламмом с 1 часу ночи без всякого предупреждения
' ЦАГМ ФР-1. Оп. 1.Д. И. Л. 29.
2 Архив ГНИМА (фонд Барановского П. Д.) Временное учетное обозначение дела - Акт№ 28. Прил. № 7.
Папка № 1.
3 Архив Г11ИМА (фонд Барановского П. Д.) Временное учетное обозначение дела - Акт № 28. Прил. № 7.
Папка № 1.
4 ЦАГМ ФР-1. Оп. 1. Д. II. Л. 95.
представителей Главнауки...”. Далее: "В ночь на 29 июня были разрушены междуэтажные своды между первым и вторым ярусом. Прорабом МКХ Ламмом заявлено представителям Главнауки, что никакие комиссии и представители Наркомпроса допущены не будут”. И наконец: "В три часа дня 30 июня 1928 года был обрушен рабочими внутрь здания верхний восьмерик средней главы, украшенный изразцами и угловыми керамическими колоннами, причем ни один изразец не был вынут и сохранен. Работники Главнауки к изъятию ценных частей допущены не были”1. В тексте служебной записки: "Три главы оказались разрушенными до основания - именно те, о сохранении которых мы просили до снятия изразцов” . Свидетельства из дневника Барановского, который он вел во время сноса памятника с 27 июня по 10 июля, фиксируют обычное время работы - 2-3 часа ночи, 4 часа утра, 9 вечера, когда и были выполнены основные обмеры.
Уцелевшие изразцы были перевезены в музей "Коломенское".
Отметим, что тема сохранности изразцовых декораций на памятниках не потеряла своей актуальности и в настоящее время, и ряд памятников требует незамедлительного реставрационного вмешательства. Катастрофические масштабы разрушения имеет изразцовый декор колокольни церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках. В междуярусном карнизе храма следы изразцов просматриваются с трудом, хотя к началу 1980-х годов на памятнике сохранялось до двух третей изразцов. Рис. 12-13.
Не только в XX, но и в XIX вв. обстоятельства и сами темпы сноса памятника часто практически исключали возможность не только тщательного демонтажа архитектурного убранства, но и его фиксации. Фиксация (которая обычно почти не затрагивала изразцовый декор), как правило, велась в ходе разборки памятника самыми доступными средствами: обмерами, дневниковыми записями, отбором отдельных деталей и фотографированием. Особенная краткость описания изразцов, характерная для литературы,
1 Архив ГНИМА (фонд Барановского П. Д.). Временное учетное обозначение дела - Акт№ 28. Прил. № 7. Папка № 1.
2 Архив ГНИМА (фонд Барановского Г1. Д.). Временное учетное обозначение дела - Акт № 28. Прил. № 7. Папка № 1.