с*
Содержание
Часть I
Вместо предисловия 3
Монголо-сычуаньская экспедиция П. К. Козлова
Краткое описание коллекции 8
Введение 11
ф Город Хара-Хото и «Знаменитый» субурган
Источники, задачи и методика исследования 15
Глава I Изучение искусства тангутов в Китае и за его пределами 23
Глава II История и культура тангутов. Краткий очерк 40
Глава III Буддийское искусство в Центральной Азии и Китае 54
Г лава IV Религиозная ситуация в Си Ся 59
Буд дизм в Си Ся
^ Даосизм в Си Ся 64
Несторианство 66
Глава V Живопись из Хара-Хото и школы китайского буддизма 70
Глава VI Живопись из Хара-Хото и буддизм Ваджраяны 85
Глава VII Пантеон Махаяны 101
Культ Будды Лмитабхи 102
® Культ Гуаньинь 106
Культ Вайшраваны. Мифология, иконография, стилистика 118
Культ планет 125
Глава VIII Пантеон Ваджраяны 143
Тканая икона Зеленая Тара 143
Г розные божества 150
Манд алы 155
Лчала и Вигнантака І 65
Г лава IX. Иконография 171
Г лава X. Образцы 173
«Исторические» образцы 174
Словесные образцы 176
Изобразительные образцы 178
Глава XI. Стиль 185
® Китайский стиль 186
Тибетский стиль 194
Сино-тибетский стиль 208
Глава XII Гравюры из Хара-Хото 223
Заключение 235
Глоссарий 258
Список использованной литературы 278
Список сокращений 301
Часть II, том II
Каталог 1-138
Приложение 1 ® Приложение 2
Л 2
Хронологические таблицы по династиям и царствованиям с указанием девизов годов правлений императоров.'
Хронология правлении императоров Си Ся.
Тай-цзуи, Ли Дэмин (правил 1004 - 1032).
Цзин-цзуи, Ли Юаньхао (Вэймин Наисяо) (правил 1032 - 1048).
И-цзун, Вэймин Лянизо (правил 1048- 1067).
Хуэй-цзун, Вэймин Бикчан (правит 1068 - 1086).
Чжум-цзун, Вэймин Цяньшунь (1086- 1139).
Жэнь-цзун, Вэймин Жэньсяо (правил 1139- 1193).
Хуань-цзун, Вэймин Чунью (правил 1193 - 1206).
Сян-цзун, Вэймин Аньцюаиь (правил 1206- 1211).
Шэнь-цзуи, Вэймин Цзуньею (првил 1211 - 1223).
Сяиь-цзун, Вэймин Дэван (првил 1223 - 1226).
Вэймин Сянь ( првил 1226 - 1227).
Хронология правления китайских императоров.
Династия Хань. 206 г. до н.э. - 220 г. н.э.
Император Юань-ди.48 - 33 Лю Император Чэн-ди 32 - 7Лю Император Хэ-ди 89 - 105 Лю Тросцарствие. 220 - 280.
Династия Западная Цзинь. 265 - 373.
Династия Северная Вэй. 386 - 535.
Династия Ляп. 502 - 557.
Император У-лн. Сяо Яиь.502 - 549.
Династия Суй. 589 - 619.
Династия Тан. 618 - 907.
Император Сюань-цзун. (Мин-хуан). Ли Лунцзи. 712 - 756.
Правление Кай-юань. 713-741.
Император Шунь-цзун. Ли Тун. 805.
Династия Северная Сун. 960 - 1127.
Император Тай-цзу. Чжао Куанинь.960 - 976.
1 ]равление Кай-бао. 968 - 975.
Император Чжэнь-цзун. Чжао Хэн. 997 - 1022.
Правление Дачжун сянфу. 1008- 1016.
Династия Южная Сун. 1127 - 1279.
Император Хуэй-цзун. Чжао Цзи. 1101-1127.
Династия Ляо - государство киданей. 916 - 1124.
Династия Цзинь. Государство чжурчженей. 1115 - 1264.
Династия Юань. 1280- 1367.
Династия Северная Юань. 1370- 1387.
Император Тогуз Темур. 1378 - 1387.
Правление Тянь-юань. 1378 - 1387.
Династия Мин. 1368 - 1644
Некитайские государства
Государство Ианьчжао. 649 - 902.
Династия Корё918- 1392.
Эпоха Камакура 1 185 - 1333.
Эпоха Паган 1044 -
Династия Пала. Индия. 750 - 1 155.
Династия Сена. 1155 - XIII
' В таблицы включены даты, встречающиеся в тексте книги. Девизы правления объявлялись императором восшествии на престол. Таблицы составлены по «Хронологии китайской истории» («Чжунго лиши цзинянь») Жуй Мэнюаня, Пекин, 1956.
Даннелл полагает, что меры по введению культа Конфуция были осуществлены в подражание или параллельно действиям чжурчженей, которые в это же время строили свою государственную политику и идеологию с сильной ориентацией на китайские образцы4.
Конфуцианство меньше всего повлияло на изобразительное искусство тангутов. В китайской живописи роль учения Конфуция отразилась в нравоучительных сюжетах о достойных подражания поступках или о добродетельных придворных дамах, или в запечатленных портретах верных слуг императора. Поскольку о тангутском искусстве мы судим по коллекции из субургана, по памятникам, обнаруженным китайскими учеными в пагодах, по росписям в пещерах Могао и Юйлинь, т. е. по буддийским памятникам, то мы не можем судить, насколько полно они отражают содержание всего изобразительного искусства тангутов. В собрании Эрмитажа имеется несколько произведений небуддийского характера - это «Портрет старого сановника» кат. 225, X 2523 и рисунок «Тангутский император с сыном(?)» кат. 233, X 2531. (ил. 62, 12). Намного богаче представлено конфуцианство в переводах на тангутский язык памятников конфуцианской классики. Е. Кычанов называет переводчика китайской классики Ва Дао-чуна. В контексте нашей работы об искусстве тангутов он интересен тем, что, прославившись своими переводами и достигнув высоких чинов, был удостоен чести быть запечатленным на портрете. «Вот почему они (жители Ся) нарисовали портреты князя и вменили в правило приносить жертвы ему вместе с прочими жертвоприношениями в школах уездов и областей их страны». «Портрет Ва дао-чуна сохранился в Лянчжоу после гибели Си Ся. Его видел потомок Ва Дао-чуна юаньский лянфанши Мин Дао в одном из полуразрушенных дворцов Лянчжоу». Мин Дао «плакал навзрыд и никак не мог оттуда уйти, требовал рабочих, чтобы скопировать портрет и хранить его в семье». Внук Мин Дао написал славословие в честь своего предка: «...Но не забывают своего родственника / ныне живущие мудрые
внуки / подновили картину красной и синей краской / и приобрели доказательства славного прошлого».5 К сожалению, эрмитажный «Портрет старого сановника» безымянный и мы не знаем, кто там изображен. Но сохранилась очень близкая к нему сунская аналогия- свиток «Пять старцев из Суйяна», ныне разрезанный на части (ил. 62). Каждый из портретов старцев имеет сопроводительную надпись с именем, возрастом и должностью изображенного заслуженного сановника, так что и наш портрет, написанный по сунскому образцу, увековечил какого-то прославившегося деятеля Великого государства Белого и Высокого в соответствии с конфуцианской традицией запечатлевать образы преданных слуг. О ней писали средневековые авторы трактатов о живописи. Например, живший в одиннадцатом веке автор «Записок о живописи» Го Жосюй считал живопись делом государственной важности и приводил примеры благотворного воздействия картин на нравы простых смертных и императоров. Он рассказывал о том, как танский император Дэ-цзун любовался посмертными портретами старых сановников в галерее под названием «Почетные крюки» в Западном дворце, о танском наместнике округа Таньчжоу, в котором он основал школу и нарисовал портреты учеников Конфуция и известных мудрецрв древности, сам сочинил восхваления, отчего произошли большие перемены в нравах «темного» населения пограничных областей.6 . . .
Конфуцианство и системы государственного устройства и образования по китайским образцам удовлетворяли только одну сторону потребностей идеологии, необходимой для строительства государства. Другим нужным для цивилизаторских целей учением был буддизм. И конфуцианство, и буддизм сосуществовали и выполняли, на первый взгляд, разные роли. На самом деле оба учения в сильной степени были подчинены главной задаче тангутских правителей: строительству государства на основе идеи «своего пути», идеи национальной идентичности, «самоопределения». Е. Кычанов, разделяя точку зрения китайских ученых, отстаивает принадлежность
- Киев+380960830922