Содержание работы Введение................................................................ 3
Глава 1. Колыбельные песни, иестушки, потешки, прибаутки............... 22
1.1. Колыбельные песни................................................. 23
1.2. Песту шки, потешки, прибаутки..................................... 51
1.2.1. Песту шки................................................. 53
1.2.2 Потешки.................................................... 63
1.2.3 Прибаутки.................................................. 69
1.3. Музыкально-поэтические формы, сочетающие признаки 81 различных жанров...................................................
Глава 2. Календарно-обрядовые и шровые жанры детского фольклора 87
2.1. Календарно-обрядовые заклинания................................... 90
2.1.1. Кличи..................................................... 90
2.1.2. Приговоры................................................. 98
2.1.3. Колядки............................................... 103
2.2.1. Заклички на дождь, солнце, радугу.............................. 111
2.2.2. Заклички на птиц, божыо коровку................................ 125
2.3. Игровые припевки, приговоры, считалки......................... 129
Глава 3. Детские полевые уканья, возгласы-окликапия и голошения.... 140
3.1. Уканья, возгласы-окликания.................................... 140
3.2. Детские полевые голошения........................................ 152
Заключение............................................................ 181
Список литературы..................................................... 187
Приложение............................................................ 214
I
I
Введение
I
1. Актуальность темы
Изучение детского музыкального фольклора касается особо значимых
вопросов освоения ребенком содержательных доминант и средств
выражения (языковых универсалий) в процессе его включения в систему
народной традиционной культуры. В настоящей работе впервые
#
раскрывается жанрово-стилевая специфика музыкально-поэтических форм детского фольклора на основе документальных экспедиционных материалов из Псковской области. В диссертации затрагивается ряд ключевых для этномузыкологии проблем, среди которых:
- закономерности формирования музыкального мышления;
- выявление механизмов передачи и преемственности традиции;
- генезис и эволюция жанров фольклора.
В настоящее время музыкально-поэтические формы, исполняемые детьми и для детей, не получили должного освещения в этномузыкологических исследованиях. В современных научных работах, нотных и текстовых публикациях отсутствуют четкие критерии жанровой классификации фольклорных текстов, бытующих в детской среде (нередко один и тот же текст авторы относят к разным жанрам). Типологическое родство и общность функций образцов детского фольклора, обусловленные принадлежностью к раннему (допесенному) историко-стилевому пласту, усложняют задачу их жанровой группировки.
Соотношение областей «детского» и «материнского» фольклора и выявление корпуса жанров, связанных с ними, относятся к ряду вопросов, нуждающихся в уточнении.1 Раскрытие содержания и границ понятия «детский фольклор» по-прежнему находится в числе актуальных задач современной науки, поскольку требует определения совокупности признаков, указывающих на функциональное, смысловое, музыкально-
1 В исследованиях определение «материнский фольклор» используется наряду с определением «фольклор для детей».
3
соединять, складывать, подбирать слова в процессе исполнения. Выделенные черты указывают на связь колыбельных песен с повествовательными жанрами;
- последний уровень отражает более сложный комплекс: синкретическое единство действия (качания) и одновременное интонирования припевпых слов - «баю», «люли» {«люл икать»).
Фольклорно-этнографические материалы, записанные в Псковской области, свидетельствуют о том, что сами дети, наряду со взрослыми, пели колыбельные, становясь няньками, для младших братьев и сестер, а также во время игр в куклы. Приведем некоторые сведения, касающиеся различных ситуаций исполнения колыбельных.
Мать, укладывая своего ребенка спать, пела ему колыбельные, повторяя их несколько раз, и при этом пряла: «// опять повторяешь, и [ребенок] засне, и спит в зыбке. Качали раньше ногой - в зыбке спить, и качаешь. Раньше были люльки, а кроваток никаких не было. Положуть в ету люльку, и начинаешь его трясти. А люлька висить к потолку подвешена на жардины (еще, бывало, что в кольцо вставивши). Зыблешь, а сам прядешь, рябёнка вот так - зыблешь на ноге. Бывало, сама сядешь, прядешь, а на ноге вяревка - рябёнка зыблешь. Вот как раньше жили» (д. Малое Алешно,
- 7
Новоржевский район, 5001-17).
В семьях, где было много маленьких детей, девочки сами нередко были няньками: «У моёй мамы сестра - мне крёстная была. У ей девочка была, еще года не было. Так эту девочку мне приносили нянчить. И братишке четыре года было, и я их нянчила. И вот, бывало, люльку-то пониже сделают, и я положу эту Шурочку в люльку и припеваю. Так мы уже
7 В скобках после фрагмента репортажа указывается место записи и номер по Фонду Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории имени II. А. Римского-Корсакова. Если в работе приводится только поэтический текст, то дается сноска с паспортными данными; комментарии и сведения о записи, касающиеся нотных примеров, даны в Приложении — в сносках предлагается отсылка на номер в Приложении.
27
I
в воссмь-то лет трудились, мы уже нянькам были» (д. Подоспа, Гдовский район, 4664-01).
Исполнительница из д. Софино Пушкино-Горского района Псковской области вспоминает, что уходила работать, а своего ребенка оставляла под присмотром маленькой сестры, но что она могла ей петь, не знает: «Нам некогда было припявать. Мы бросим его скорей, и на работу, и спать. Л тут (в)он у меня сестрёнка, тоже ей было еще семь лет, ухаживала. Так что она припявала тут?» (5043-10).
I Жительницы д. Шумихи Бсжаницкого района рассказывали, как они,
будучи детьми, делали кукол из тряпочек - женщину, мужчину и ребятишек, с ними играли: «качали, забавляли, спать укладали» (2544-06). По другим описаниям, изготавливали подобие зыбки, в которой качали кукол с пением колыбельных: «Мы их [кукол] качаем, сделыим вярсвачки, досочку положим, и вот и качаем и люликаем их. <...> Вот так качаим им и приговорившим» (д. Тростино, Локнянский район, 2449-05).
Таким образом, в псковской традиции можно выявить три сферы функционирования колыбельных песен и соответственно - вариантов I отношения исполнителя и адресата: 1) взрослые (мать, бабушка) в процессе
укладывания ребенка спать; 2) дети - «няньки» для младших детей; 3) дети в игровой ситуации - ролевая игра с куклами («семья»).
В. В. Головин считает обусловленность развития всей формы колыбельной песни и ее строгую ориентированность на адресат основным свойством жанра [Головин 2000; 14]. Этот факт определяет
функциональную направленность жанра. Кроме утилитарной, исследователь выявляет еще три функции: «Все составляющие колыбельной: напев, ритмика, поэтика, фонетика, мотивный и формульный фонд, образный ряд, I инвентарь в частностях и совокупности реализуют основные функции жанра
- функцию успокоения-усыпления, охранительную, прогностическую и эпистемологическую. Реализация данных функций в контексте традиционного мировоззрения обеспечивает как этапное, так и целостное
28
- Киев+380960830922