Вы здесь

Образная сфера смеха в русской музыке XIX-XX веков : трагедийно-сатирический аспект

Автор: 
Волонт Ирина Игнатьевна
Тип работы: 
трагедийно-сатирический аспект
Год: 
2008
Количество страниц: 
150
Артикул:
172540
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение..........................................................3
Глава 1 Феномен смеха: о диалектике комического и
трагического (некоторые теоретические предпосылки)...............12
Глава II Смеховой мир народных музыкальных драм
М.Г1. Мусоргского................................................39
Глава III Преломление традиций народно-смехового театра в вокальных сочинениях Мусоргского, Шостаковича,
Щедрина..........................................................79
Глава IV Трагический смысл Скоморошьего действа
В. Гаврилина...................................................113
Заключение......................................................134
Список литературы...............................................140
2
Введение
Трудно найти Художника, не пытавшегося использовать безграничные возможности комического. Это закономерно. Комическое есть философско-эстетическая категория, абстрагирующая феномен смеха. Смех же, но меткому замечанию Ф. Достоевского, «есть самая верная проба души» [52, с. 285-286].
Категория комического имеет отношение ко всем видам искусства, за исключением, пожалуй, архитектуры. Комическое находит свое отражение и в музыке, хотя это отражение далеко не всегда бывает очевидным, лежащим на поверхности. О драматичной судьбе комического в музыке пишет Б. Бородин - автор первой и пока единственной монографии о комическом в музыке. Научных исследований, посвященных проблеме комического в музыке, немного. В тех из них, которые так или иначе соприкасаются с проблематикой данной работы, категория комического как правило оказывается в тени рассмотрения категории трагического. В ряде статей рассматривается какой-либо один из аспектов комического.
Так, например, в своей статье «Трагическое и комическое в творчестве М.П. Мусоргского» [см. 54] Л. Жуйкова-Миненко рассматривает обе эстетические категории вне их связи друг с другом, разводя понятия «комическое» и «трагедийная драматургия». И хотя автор статьи утверждает, что «Мусоргский постиг диалектику смеха и трагедии» [54, с. 44], но вопрос, в чем именно состоит эта диалектика, остается открытым.
В статье Е.А. Пустовит «Комические образы в песенном творчестве М.П. Мусоргского» [см. 102], где дан развернутый анализ четырех «сценок»" комедийного содержания, акцентируется сатирический аспект комического, трактуемый в контексте эстетики критического реализма и сс влияния на
' «Классик», «Козел», «Семинарист», «Песня Мефистофеля» из «Фауста» Гете.
3
смехе» [45, с. 147]. При этом, не претендуя на исчерпывающую дефиницию комического, исследователь разграничивает понятия смешного и комического: «смешное есть тот иди иной конкретный случай комического, а комическое - это своеобразная формула смешного» [45, с. 147]. Безусловно, смешное и комическое едины по смыслу: они могут рассматриваться и как явления действительности, и как эстетические категории. В художественном творчестве мы имеем дело с образной сферой смеха и смешного, т.е. с художественными образами, воплощающими смешное, но не тождественными ему. Поэтому, обращаясь к артефактам, связанным, так или иначе, со смехом, со смешным в действительности, предпочтительнее оперировать понятием «комическое», а не «смешное», не теряя из виду, однако коренное единство того и другого. Отнюдь неслучайно А. Дмитриев и Л. Сычев предлагают представить смешное и комическое как два почти совмещенных друг с другом логических круга. Один из них заключает в себе достаточно узкую область смешного, выходящую за пределы комического и включающую смех как физиологическое явление («беспричинный смех», смех от щекотки, употребления алкоголя и наркотиков, истерический смех). Другой круг - эго не менее узкая область комического, выходящая за пределы смешного и включающая в себя явления, в большей или меньшей степени соответствующие структуре комического, но не вызывающие явной смеховой реакции (резкая обличительная сатира, намеки, остроты). Исходя из этого, А. Дмитриев и А. Сычев выводят категориальный статус следующих понятий:
смешное - «категория, обозначающая свойства и отношения событий и ситуаций, вызывающих смех»;
комическое - «категория, обозначающая культурно оформленное социально и эстетически значимое смешное, включая редуцированные его формы (сатиру, остроумие и т. д.)»;
смеховое- «общая категория, объединяющая разнородные проявления смешного и комического» [49, с. 205].
14
При этом авторы, в большинстве случаев, допускают использование понятий «смешного» и «комического» как синонимов [49, с. 203].
Однако смех не всегда бывает признаком комического, и, наоборот, не всегда комическое проявляется через смех, на что справедливо указывает Б. Дзе.мидок. Он разграничивает смех как явление физиологическое (например, смех как выражение удовольствия) и как явление эстетическое, к каковому, собственно, и относится комическое.
Дифференцирует феномен смеха (хотя и иначе - по внутривидовым параметрам) и 13. Пропп, выделяя несколько его видов: насмешливый (на котором основана сатира и который, по мнению автора, чаще встречается в жизни), добрый, злой и циничный (13. Пропп считает, что последний вид смеха не связан с комизмом, гак как не вызывает сочувствия), жизнерадостный, обрядовый, разгульный. В этом перечне очевидно смешение различных критериев: в одном случае виды смеха различаются в зависимости от психоэмоциональной реакции (добрый, злой), в другом - в зависимости от социальной функции (обрядовый, бытовой). Конечно, оба критерия сами по себе верны, поскольку отвечают существенным свойствам исследуемого явления. Действительно, смеха нс может быть вне эмоций. Однако, эмоциональное содержание смеха весьма специфично, на что обратил внимание ещё А. Бергсон. По ег о мнению, у смеха нет опаснее врага, чем переживание; естественной средой смеха является равнодушие (то есть, некое «нейтральное» эмоциональное состояние): «комическое для полноты своего действия требует как бы кратковременной анестезии сердца»*. С другой стороны, невозможно отрицать, что смех является сильнейшей эмоцией, имеющей, к тому же, ярко выраженное «общественное значение». Смех нуждается в отклике. Смешное, по А. Бергсону, не может оценить человек, чувствующий себя одиноким.
Вместе с тем, смешное всегда связано с духовной сферой жизни
‘Отсюда можно объяснить гораздо большую склонность комедии к эстетике театра представления, нежели к эстетике театра переживания.